ГХЕРАНДА САМХИТА


Этим не исчерпывается действие стойки на голове. Стойка на голове в большей мере побу-ждает деятельность гипофиза и шишковидной железы к правильному функционированию.

Это означает в первую очередь регулирование обмена веществ посредством повышенной выработки гормонов и благоприятствует тем самым всеобъемлющему оживлению и омолаживанию орга-низма в целом. В литературе ТАНТРА поэтому эта стойка на голове и называется ВИПАРИТА-КАРАНИ МУДРА, “то есть печать с обратным действием”, о чем дается следующе пояснение:
“На корне пупка покоится Солнце, на корне нёба Луна. Солнце пожирает нектар стекаю-щий с Луны и так человек приходит к смерти. Поставьте Солнце наверх, а Луну вниз…”
“ГХЕРАНДА САМХИТА”
“Солнце” здесь огонь пищеварения в области солнечного сплетения. “Луна” гипофиз, а “нектар” -- вырабатываемые им гормоны. “Жизнь” метаболическое равновесие испытывает новый подъем тем, что пожираемые “Солнцем” процессы сгорания в организме при нормаль-ном положении “капли нектара” попадающие в кровеносную систему гормоны теперь уже производятся в повышенном объеме и тем самым “смерть” катаболическое явление отдаля-ется, благодаря равным или даже преобладающим анаболическим явлениям. То, что в древности точно ориентировались в процессах, происходящих в человеческом теле, не должно повергать нас в изумление, ибо само открытие структуры атомного ядра лишь в начале двадцатого столе-тия кажется для них не составляло тайны, так как мы находим в одном из древних текстов сле-дующую фразу:
”Имеются дальние миры, все уменьшающиеся в полости любого атома, разнообразные, как пылинки в солнечном луче.”
“ЙОГА ВАСИШТХА”
Не в последнюю очередь значительное действие эта поза оказывает и на духовные воззрения. Так как центр гипофиза АДЖНА ЧАКРА играет главную роль в концентрации мыслей, а шишковидная железа в качестве “третьего глаза”, органа подсознательного восприятия позна-ние природы как конечная цель ЙОГИ, получают особый уход, значит стойка на голове явля-ется средством, -- в нашу дружественную цивилизованную эпоху, -- для регулирования обеих желез, и прежде всего последней, в их функционировании. Миллионы лет назад шишковидная железа была очень развитым теменным или лобным глазом, благодаря которому человек имел столетнюю жизнь, гигантский рост и не в последнюю очередь способность познания природы и магическую силу если так можно оценить интеллект. Первейшей задачей практики ЙОГИ является восстановление у современного человека без вреда для его интеллекта давно утрачен-ных им способностей.

С этой точки зрения следует понимать эту “печать с обратным действи-ем” как поддержку для главного средства концентрации духа на шишковидной железе о чем еще будет говориться ниже.
“Свеча” САРВАНГАСАНА
Следующая поза тела, если уже овладел первой, как все последующие, выполняется как весь-ма известная в Европе “Свеча”, однако в значительно ином исполнении. Здесь, как впрочем и во всех позах всего ряда, речь идет ни в коем случае не о элегантности или блеске их выполненно-го взмаха, что отличает современные гимнастические школы.

Это же не гимнастика, а “гимнас-тика крови”, как понимает ЙОГА. В то время, как при быстром взмахе кровь, как в центрифуге, устремляется в ноги и ступни, с тем, чтобы при опускании ног вновь отхлынуть, при выполне-нии в понимании ЙОГИ кровь остается в корпусе, медленно течет в повышающейся мере к шее и голове, действуя противоположно вышеописанному.

Этим впрочем и объясняется факт, что индийская “Свеча” излечивает закупорку вен, и с другой стороны заболевание щитовидной же-лезы, миндалин и т. д. При постоянном упражнении, чего нельзя сказать о маховой европейской гимнастике. Отсюда и правильная техника ноги поднимаются вверх в течение полминуты, если же не получается с одного раза, то и с промежуточными позициями.

Здесь же рекоменду-ется уже известный нам основополагающий принцип продвигаться по дюйму!

Дыхание нельзя затаивать ни в коем случае или выдохнуть, или, даже если это будет не-легко, вдыхать и выдыхать без задержки. Это правило дыхания сохраняется и для всех других АСАН, иначе возникает опасность того, что сердце схватит спазм.

Если достигнута прямая по-зиция ног ступни прямо перед лицом, колени сжаты против подбородка, поясница удержива-ется с прогибом!, то лишь тогда начинается вдох или, если обошелся выдохом вначале, -- продолжается нормальное дыхание через нос.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ. Начинать с Ѕ- 1 мин., секундами прибавлять только в степени, не причиняющей неудобства, довести до 10 минут и снова вернуться к 4-6 минутам.

Остерегайтесь переходить к слишком быстрой элегантно-впечатляющей, но напряженной вари-ации “Свечи” выполняется без опоры руками. Последний вариант рассматривается лишь как контроль того, что тело без поддержки или при поддержке руками остается стоять наклонно, но не как длительная поза.

Ибо длительность выбранной позы, в которой хоть немножко нам нуж-но расслабиться, и есть желаемое, а не артистический успех или, -- как это вначале кажется за-манчивым, -- подтасовка неверных фактов.
Воздействие “Свечи” распространяется в первую очередь на щитовидную железу, ее придат-ки и миндалины и поэтому регулирует метаболическое равновесие, причем оно помогает сти-мулированию, а также установлению успокоению деятельности щитовидной железы в пос-леднем случае связано с соответствующей концентрацией мысли. Далее оно укрепляет через придатки щитовидной железы сопротивляемость столбняку при ранениях тетанус и проказе лепра.

Поддерживает миндалины в здоровом состоянии и делает их удаление ненужным.
Нецелесообразность удаления миндалин, о которой уже говорили Гомес, Пеллер и Естрова, доказана 20-летним трудом на 20000 больных братьями Гальдерони, профессорами Бергамского университета и признана на международных конгрессах врачей в Турине, Парме и Лондоне, ста-новится наиболее четкой. Само приближение воспаления миндалин удается лечить в начальной стадии минутным исполнением “Свечи” несколько раз в день, а регулярные занятия изгоняют болезнь навсегда. С другой стороны следует учитывать вред оперативного вмешательства: ”Полное и поспешное удаление миндалин уменьшает, в некоторых случаях серьезно, психосоматические, а также двигательные и сексуальные функции. Вялость и усталость после отдыха являются типичным признаком, который установлен на оперированных.

Они более не сопротивляются усталости, холоду, жаре, голоду или жажде. Снижаются зрительные способ-ности. Им не хватает психической и физической энергии, необходимой для противоборства в жестокой жизненной борьбе.

Женщины жалуются на бесплодие все функциональные рас-стройства, которые влекут за собой тяжелые последствия личной, социальной, семейной жизни” д-р Маркс Тодачини, “Психобиофизика”, Бергамо, 1953 г..
Далее, эта поза тела делает позвоночник сильнее и эластичнее, устраняет различные пищева-рительные расстройства, как диспепсия, запоры и др., предохраняет от воспаления слепой киш-ки и в дальнейшем действует омолаживающе в такой сильной мере, что даже штейнажская трансплантация обезьяньих желез не может с ней тягаться. Оздоравливающее действие “Свечи”, оно помогает, между прочим, устранить повышенное кровяное давление, -- простирается на все тело, чем можно объяснить ее индийское название “действующая на все тело” САРВАНГА-АСАНА.
“Плуг” ХАЛАСАНА
Если вы полностью овладели “Свечой” и держите при этом позвоночник вертикально с по-мощью или без рук, то можно решиться на следующий шаг. Из положения “Свечи” попытай-тесь попеременно опустить ноги над головой на пол.

Другая нога при этом для равновесия идет в противоположном направлении, чтобы предотвратить случайное падение назад. Если обе но-ги опущены одновременно на пол и при этом не было движения позвоночника, это покажет сле-дующий контроль. Поднять ноги попеременно вверх “Свеча” с поддержкой руками, затем опустить обе ступни и обе ладони на пол и держать при этом позвоночник неподвижным значит “Свечой” вы овладели окончательно. Обычное требование, что при “Свече” нужно дер-жать тело совершенно вертикально, рекомендуется не для всех людей, особенно для женщин, ибо у большинства мужчин высокая грудная клетка не дает так близко продвигаться к подбо-родку.

То же самое относится и к “Плугу”, следующему упражнению, которое мы сейчас рас-смотрим.
При “Плуге” ХАЛАСАНА мы точно также, как и при “Свече”, обе ноги, выпрямленные до кончиков пальцев медленно 1/2 минуты поднимаем вверх, но не только вверх, а сразу же за поднятием тела над головой назад, пока вытянутые носки не коснутся пола. Если же упражне-ние сначала не получается, или при выполнении приченяет болезненные натяжения в коленных суставах, то рекомендуется делать ноги врозь, или подгибать колени, или даже класть их на плечи.

Лишь очень постепенно следует пытаться разогнуть колени и лишь в заключение посте-пенно сводить прямые ноги. В конечном счете можно держать руки сомкнутыми над головой, благодаря чему нижнюю часть тела можно продвинуть дальше в направлении над лицом.

Это, правда, возможно лишь для женщин и мужчин с плоской грудной клеткой. В качестве контроля за правильной техникой исполнения но не пользоваться в качестве постоянного упражнения лучше всего проделать следующее.

Вытянуть руки над головой и положить их тыльной сторо-ной кистей и ногтями на пол. Затем несколько раз выполнить “Плуг” постепенно и методом скольжения без рывка! и вернуться в исходное положение, все время наблюдая за тем, чтобы при движении ногти рук постоянно бы лежали на полу.

Так, нельзя ни поднимать ноги рывком или толчком, ни отрывать ни на секунду ногти рук от пола. Длительность выполнения упраж-нения около 10 сек. Сначала, по секунде прибавлять в неделю и довести до 2 минут длитель-ности при вышеуказанном психическом действии еще больше. Следует остерегаться длитель-ности упражнения без подготовки или слишком быстро, ибо довольно сильно тянущие боли на следующий или даже на послезавтрашний день в спине, которые наступают внезапно и держат-ся 1-2 дня при каждом неосторожном быстром движении около ј минуты, является дурным следствием поспешности.

Поэтому больше нужно полагаться на собственное чувство тела, чем на теоретические масштабы.



Содержание  Назад  Вперед