Трехфазное дыхание


Продолжая эту тему В.В.Розанов в "Опавших листьях" пишет: "Любовь вовсе не огонь, любовь - воздух. Без нее - нет дыхания, а при ней дышится легко ".( В.В.Розанов.

В книге. О себе и о своей жизни. Опавшие листья.

М., Московский рабочий. 1990 г. с. 243 ).
В известном рассказе И.Бунина "Легкое дыхание" - само название рассказа является символом женской привлекательности, изящества, таинственного очарования.
Начало знаменитой библейской книги "Экклезиаст" переводится как: "напрасно все" - или "суета сует". Как пишет в комментариях к этой книге Э.Г.Юнц, по еврейски "суета сует " звучит как "хавель хавалим". "Эта формула, открывающая и замыкающая книгу, есть экспрессивное удвоение слова хевель, "выдох, легкое дуновение", или в переносном значении, "несуществующее, пустое".

Усиленное повтором, оно означает "совершеннейшую иллюзию, полное ничто". ( Э.Г. Юнц Книга экклезиаста.

Ж.Вопросы философии. N. 8 1991 г. с. 152 ).
"Дыхание есть основное условие жизни- писал русский философ Владимир Соловьев в своем труде: "Оправдание добра Нравственная философия " - и постоянный способ общения нашего тела с окружающей средой. Для власти духа над телом может быть только желательно, чтобы эта основная функция находилась под управлением или контролем человеческой воли. Сознание этого издревле и повсюду повело к различным аскетическим приемам относительно дыхания. практику и теорию таких упражнений мы находим и у индийских отшельников, и у кудесников древних и позднейших, и у монахов Афона и других монастырей того же типа, и у Сведенборга, и в наши дни - у Томаса Лэк-Гарриса и у Лоренса Олифанта. Мистические подробности этого дела не относятся к нравственной философии.

Ограничусь поэтому лишь общими замечаниями. Некоторый контроль воли над дыханием требуется уже простою благовоспитанностью.
Аскетические цели побуждают только идти далее по этому пути. Постепенным упражнением легко достигнуть того, чтобы не дышать ртом ни во время бодрствования, ни во сне, а затем дальнейшим шагом будет умение удерживать всякое дыхание на более или менее продолжительное время. приобретенная власть над этим органическим отправлением, несомненно, укрепляет силы духа и дает ему твердую точку опоры для дальнейших аскетических успехов." ( Вл.Соловьев Сочинения в 2 т. Т.1.

Оправдание добра. Нравственная философия.

М.,Мысль. 1988 г. с. 143-144 ).
В связи с этими замечаниями Вл.Соловьева интересным, на наш взгляд, является то, что дыхание, как особое упражнение, было весьма существенно для монахов причастных "исихии" - особому духовному способу жизни. Известно, что величайший философ-художник человечества Андрей Рублев был исихастом ( В.А. Плугин Мировоззрение Андрея Рублева.

М.Изд-во МГУ. 1974 г. ). Вот как Григорий Синаит описывает психосоматический метод молитвы исихастов: "С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, изведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя...

Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль". Нужно сразу сказать, что исихасты никогда не придавали описанному методу какого-либо сакрального, теургического значения"- подчеркивает протоирей Игорь Экономцев, из работы которого и взята вышеприведенная цитата, " Это был лишь вспомогательный, технический прием концентрации внимания, преодоления рассеивания мысли, о чем говорит сам Григорий Синаит, а также создания соответствующего духовного ( и эмоционального ) настроя". ( Протоирей Игорь Экономцев. Исихазм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды.

Сборник 29 Издание московской патриархии. М.1989 г. с.67).
Регуляция, установление определенных режимов дыхания является также важным звеном в системе саморегуляции психического напряжения через изменение притока нервной импульсации. Советский физиолог Ройтбак установил, что нервные импульсы дыхательного центра весьма существенно влияют на тонус нервной системы: вдох повышает, а выдох снижает его. Последнее объясняет, почему, например, штангисты, поднимают штангу на задержанном вдохе. Таким образом режим дыхания, при котором вдох производится в замедленном темпе, а выдох - быстро, энергично, тонизирует нервную систему и повышает уровень ее функционирования. И, наоборот, короткий вдох, растянутый, замедленный выдох и небольшая задержка дыхания вызывают общее снижение тонуса центральной нервной системы, снижение кровяного давления, урежение пульса. ( Л.П.Гримак Общение с собой.



М., Изд-во Политлитературы. 1991 г.с.

174 -175).
Недавно появилось достаточно большое количество разнообразных дыхательных практик, имеющих различное назначение. Среди них «холоторопное» дыхание С.Грофа, «реберфинг» - Леонарда Орра, циклическое дыхание разработка отечественных авторов и мн. др. Очень кратко рассмотрим только холотропное дыхание.

С помощью изменения режимов дыхания доктор медицины из США Станислав Гроф может вызывать у человека необычные состояния сознания." Этот метод производит в психике человека настолько глубокие и очевидные изменения, что получил в связи с этим название "второго рождения". Американские специалисты считают, что подобные ощущения служат своеобразным ключом, который открывает подсознание."( Гримак с. 201 ).
Вот как описывает возникающие при этом ощущения советский журналист М.А.Дмитрук, которому первому посчастливилось погружаться в необычные состояния сознания. "Расслабив тело я интенсивно дышал, игнорируя все предостережения известного исследователя, который более 30 лет доказывает вред таких упражнений. ( Кого конкретно Дмитрук имеет в виду в данном случае он не уточнил ). И, кажется, его прогнозы начали сбываться. Действительно, закружилась голова, заболело сердце, выступил холодный пот. Но желание попасть в удивительный мир, оказалось сильнее страха... Стал дышать еще интенсивнее, отчаянно решившись познать неизведанное или умереть.

Но вместо смерти вдруг испытал нечто противоположное - я почувствовал необыкновенный прилив сил.
Гипервентиляция, которая только что вызвала спазмы сосудов мозга и сердца, теперь давала противоположный эффект. Вместо холода я ощутил жар, исчезла боль, появилось чувство необыкновенной легкости, почти невесомости, казалось, что я воспарил над полом.
Самым необычным, пожалуй, было ощущение странных вибраций в пальцах. Казалось, что по ним идет электрический ток. Вибрации становились сильнее, растекались по рукам и ногам, пересекались в центре тела. Во мне словно бурлила неведомая энергия.

Не это ли чувствуют индийские йоги и мастера у-шу, когда с помощью дыхательных упражнений наполняют свое тело космической энергией - праной? (М.А.Дмитрук Где икать здоровье? - М., Знание, 1991 г. Подписная научно - популярная серия "Знак вопроса"; N 4 с. 5 ). О дальнейших переживаниях М.А.Дмитрука интересующиеся читатели смогут прочитать в его брошюре.
Однако, мы настоятельно предостерегаем читателя от любых как самостоятельных, так и не самостоятельных проб этого "простого" метода. Это метод «глубокого, холотропного дыхания» давно показал свою несостоятельность. Практика этого метода возможна ( но не желательна) только после тщательного медицинского обследования и исключительно и только лишь под руководством высококлассных специалистов.

Слава Богу в последнее время все меньше и меньше упоминаний об этом методе. Я крайне отрицательно отношусь к методу Грофа по той простой причине, что его цель измененное состояние сознания а наша цель правильное дыхание всегда, всю жизнь, в любых обстоятельствах.

Изменить состояние сознания можно разными способами и для этого не обязательно приводить весь организм в кране опасные, экстремальные состояния, а особенно с помощью такого тонкого и ранимого механизма как дыхательный аппарат. К дыханию надо подходить бесконечно осторожно. «Поломки» этого аппарата видны не сразу, в отличие, например, ( не дай Бог) от сломанной ноги, а постепенно, но последствия могут быть весьма и весьма плачевны.
Здесь холотропное дыхание упомянуто только в связи с разносторонней оценкой удивительного феномена - дыхания человека.

Трехфазное дыхание в русле культурно-исторических традиций

Прочитав, предыдущий раздел, любознательный читатель скажет: хорошо, все это очень интересно, но причем тут трехфазная система дыхания? Именно поэтому, уважаемый читатель, давайте посмотрим, как связаны между собой основные позиции правильной, трехфазной системы дыхания и имеющие многовековую историю пранаяма, дыхание даосов и дзен буддистов, и, кроме того, сошлемся на авторитет великого философа Иммануила Канта, который, не зная, многих известных на сегодня подробностей ни о йогах, ни о даосах, высказал такие мысли о дыхании, которые во многом соответствуют не только этим системам дыхания, но и являются убедительным доказательством в пользу правильной, трехфазной системы дыхания.
Вот что пишет йог Рамачарака ( его настоящее имя Аткинсон, но все написанное им - правильно ) в своем труде:"Наука о дыхании индийских йогов. Дыхание по восточным методам, как средство физического, умственного, душевного и духовного развития" . М. Издательско-библиографическое агентство "Моя библиотека" 1991 г.:



Содержание раздела