Особо подчеркнем, что комплексное укрепление аппарата дыхания человека связано не с задержками дыхания, особыми его режимами и т.п., как это имеет место в большинстве дыхательных гимнастик, а базируется на озвученном выдохе.
Л.Ч. Причем здесь звуки?
А. Выдох на звуках играет в системе трехфазного дыхания главную роль, это база, основа основ тренировки силы, выносливости и гибкости дыхательной мускулатуры. Выдох на звуках - важнейший принцип системы правильного дыхания.
Л.Ч. Выдох на звуках в Вашей системе это осмысленная речь, пение или это какие-то особые звукосочетания?
А. . Да тренировка выдоха на звуках в системе Кофлера-Лобановой-Лукьяновой осуществляется на основе речевых и певческих упражнений, причем в речевых упражнениях используется большое разнообразие различных звукосочетаний, в том числе и связанная осмысленная речь, например, скороговорки и стихи.
Л.Ч. Но почему все же столь большое значение придается звукам, ведь в известных мне системах дыхания, например Бутейко, Стрельниковой, в йоговской пранаяме и др. этого нет?
А. Да Вы правы. В этом уникальность системы Кофлера. Прежде всего, очевидно, что речь и пение - это выдох. Известно также, что человек может произвольно, по собственному желанию менять силу, длительность, окраску звука.
На этих особенностях человеческого голоса и базируется тренировка аппарата дыхания.
Л.Ч. В вашей системе есть обычные дыхательные упражнения?
А. Да, конечно в этой системе есть также и множество "обычных" дыхательных упражнений, но все же приоритет отдается звуковым упражнениям, поскольку на звуках наиболее эффективно тренируется весь дыхательный аппарат и прежде всего главная дыхательная мышца - диафрагма. Кроме того, точное выполнение звуковых упражнений - это своего рода вибрационный массаж.
И, наконец, выдох на звуках реализует еще одну важную функцию - это также и контроль за правильностью выполнения упражнений. Последнее очень существенно, поскольку тренирующийся может контролировать правильность выполнения упражнений на слух, самостоятельно, без преподавателя.
Кстати, эта книга рассчитана прежде всего на самостоятельные занятия по системе трехфазного дыхания.
Вот как характеризовал выдох на звуках один из величайших философов древности Джуан - Цзы:"Дуя со звуком выдыхают, выплевывают старое и набирают новое, медведем повисают, птицей вытягиваются все это способствует долголетию". ( Цит. по М.М.Богачихин. «Таинственная ци и пути к бессмертию». Запорожье 1991 с. 14 ).
Л.Ч. Поскольку, как мне кажется, Ваши основополагающие принципы очень важны, не могли бы Вы сформулировать их еще раз.
А. Охотно, поскольку это действительно чрезвычайно важно. Система трехфазного, правильного дыхания базируется на следующих трех основополагающих принципах:
1. Принцип постоянного сохранения трехфазности дыхания.
2. Принцип возврата дыхания только через нос.( В виду чрезвычайной важности этот принцип выступает одновременно также и как критерий правильного дыхания.)
3. Принцип комплексной тренировки дыхательного аппарата преимущественно на звуках.
Л.Ч. Что же собственно говоря дает тренирующемуся Ваша система правильного дыхания?
А. Кратко ответ на этот очень важный вопрос заключается в следующем: профилактика, лечение, эффективное применение правильного дыхания в жизни, в быту.
Л.Ч. А что дает профилактика?
А. Профилактика, очевидно, всегда эффективнее лечения, а это профилактика простудных и инфекционных заболеваний, ОРЗ, гриппов, ангин и т.д. Поскольку основная задача трехфазного дыхания - комплексная тренировка всего дыхательного аппарата, то его укрепление существенным образом облегчает борьбу организма с легочными заболеваниями, например, такими как: бронхиальная астма, хронические бронхиты, эмфизема легких и т.п. причем вероятность заболевания всеми этими болезнями существенным образом уменьшается. Благотворное влияние оказывает занятие по этой системе и на больных с нарушениями сердечно-сосудистой деятельности.
Е. А.Лукьянова успешно лечила также и заикания.
У учителя, владеющего навыками системы трехфазного дыхания никогда не «садится» голос. Например, автор, в течении десяти дней читал студентам лекции по 12 часов в день и хоть бы хны.
Тренированный дыхательный аппарат способствует и большей физической выносливости человека и быстрому снятию физического утомления. Именно поэтому система трехфазного дыхания как учебный предмет была введена в хореографических училищах страны, а Е. А. Лукьянова опубликовала учебник: "Дыхание в хореоргафии". И к сожалению только в хореографических училищах, а не по всей стране, не во всех школах и даже детских садах в старших группах. Это же здоровье нации!!
Но, увы, увы - ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ!
Л.Ч. Каковы противопоказания для занятий по Вашей системе?
А. Их просто нет. Любой человек, и больной, и здоровый может в любой момент начать занятия по системе правильного дыхания. Причем нет никаких ограничений. Если человек тяжело болен и у него постельный режим можно выполнять упражнения лежа.
Если у человека сильнейший насморк то, конечно, лучше вначале излечиться, а уже затем начать тренироваться и увидеть как быстро в процессе тренировок улучшается самочувствие.
Л.Ч. Для занятий по Вашей книге необходимы дополнительные консультации преподавателя?
А. Весь комплекс упражнений, приведенных данной книге, сопровождается подробными инструкциями к их выполнению. При этом анализ типичных ошибок, рассчитан именно на самостоятельные занятия. Поэтому необходимо, чтобы читатель очень внимательно относился даже к незначительным, по его мнению, деталям при выполнении упражнений, поскольку все они чрезвычайно важны.
Е. А. Лукьянова постоянно подчеркивала, что система трехфазного дыхания как математика - здесь все четко и точно - если не выполняется какое-либо требование к упражнению, то оно реализуется неверно.
Следует особо подчеркнуть, однако, что вообще при любых тренировках, а особенно при занятиях дыханием абсолютно необходимо придерживаться трех " золотых заповедей йогов:"
1) Последовательность, с постепенным переходом от простого к сложному;
2) Регулярность и систематичность ( перерыв в занятиях во время разучивания комплекса допустим не более чем на 10 дней по уважительной причине);
3) Умеренность во всем. ( А.Н.Зубков, А.П.Очаповский. Хатха -Йога для начинающих.
М.Медицина. 1991 г. с.77 ).
Л.Ч. Не могли бы Вы четко охарактеризовать те цели, к которым должны стремиться занимающиеся по системе Кофлера ?
А. Основная цель занятий - общее оздоровление организма за счет комплексного укрепления всего дыхательного аппарата. Выработать устойчивый стереотип "носового" возврата дыхания, превратив его в привычку при целенаправленных и систематических занятиях возможно за 2-3 недели. Возврат дыхания в речи через нос будет для Вас основным критерием, по которому Вы самостоятельно или с помощью друзей и близких можете судить о степени своего продвижения в овладении правильным дыханием.
Если в разговоре Вы научились "возвращать дыхание" носом - то первая, впрочем подчеркнем, промежуточная, цель достигнута.
Возможно у некоторых занимающихся и возникнут определенные неудобства в связи с затруднениями возврата дыхания через нос. Им будет казаться, что таким способом возвращается слишком мало воздуха. Но это ощущение, будет проходить по мере укрепления дыхательного аппарата, для чего понадобится 4 до 6 месяцев систематических занятий.
Подчеркнем, что параллельно с этим будет укрепляться и становится выносливее Ваш речевой аппарат, будет совершенствоваться четкость дикции, возрастать сила звука.
Л.Ч. Таким образом, честно отзанимавшись по Вашей системе 6 месяцев, я приобрету навыки правильного дыхания и мне уже больше никогда не понадобиться возвращаться к выполнению Ваших упражнений?
А. Не совсем так. Научившись дышать правильно, Вы уже по сути дела, всегда будете выполнять основное упражнение трехфазного дыхания. В этом вся "хитрость" системы. Кроме того, Вы несомненно почувствуете пользу от применения в жизни ряда упражнений, например, при снятии физического утомления.
Таким образом выполнение этих упражнений станет для Вас привычным, естественным.
Если же Вы захотите сохранить накопленные преимущества Вашего голоса, то их необходимо специально поддерживать и совершенствовать. Голос - это инструмент, требующий постоянных тренировок.
Для этого придется постоянно выполнять некоторые, наиболее эффективные для Вашего голоса, упражнения.
Л.Ч. Скажите пожалуйста, если Ваша система, столь замечательна, как Вы ее только что описали, почему же она широко не известна?