Среди жизненных сил высшей считается дыхание.


Рассуждения о роли и природе дыхания занимают важное место в древнеиндийской литературе - подчеркивает один из ведущих специалистов-индологов СССР Г.М.Бонгард-Левин. Среди жизненных сил высшей считается дыхание. Мысль о главенствующей роли дыхания в жизни организма проводится во всех индийских медицинских трактатах. "Дыхание решающий признак жизни, человек может не говорить, не двигаться, не слышать, но пока он дышит он существует, с исчезновением дыхания прекращается и сама жизнь.

В этом смысле оно становится центральным принципом бытия; характерно, что дыхание отождествляется с высшим из ведийских божеств - с Индрой" (Г.М. Бонгард-Левин Древнеиндийская цивилизация философия наука религия.

М.,Наука. 1980 г. с. 50 ).
Так в широко известном древнеиндийском мифологическом сюжете спора жизненных сил о том, которая из них лучшая: жизненные силы по очереди покидали тело на год, а вернувшись, спрашивали, как жилось телу без них. Без речи, глаза, уха, разума и семени жили, как живут немые, слепые, глухие, глупцы и скопцы. ... Затем пожелало уйти дыхание. И подобно тому, как большой превосходный конь из страны Синдху вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так и оно вырвало [из тела ] эти жизненные силы.

Они сказали:Не уходи, господин, мы не можем жить без тебя.
Вообще в древнеиндийской литературе понятие дыхания рассматривается чрезвычайно широко, например: "Познание - это дыхание. Ибо они вместе обитают в этом теле и вместе выходят [из него]".

Дыхание рождается из Атмана: "благодаря действию разума, оно входит в тело".
"Подобно тому, как владыка приказывает слугам: Управляйте такими-то и такими-то деревнями!, так и это дыхание по отдельности распределяет [по своим местам] остальные жизненные силы". Одним из известнейших памятников литературы Индии является Махабхарата.

Санскритское слово bharata переводится как дыхание жизни.
Несмотря на то, что в древнеиндийских текстах структура дыхания трактуется вариативно, но все же главное остается однозначным: дыхание - это одушевляющее начало, обеспечивающее жизнедеятельность живого организма. Приведем обобщенное значение пяти разновидностей прана - жизненного дыхания : 1) прана - дыхание в легких , вдох и выдох; 2) апана - дыхание, идущее вниз ; 3) вьяна - дыхание, разлитое по телу, поддерживает жизнь между вдохом и выдохом; 4) удана - дыхание, идущее вверх , находится в горле; 5) самана - серединное дыхание, находится в области пупа, важно для пищеварения. ... в заднем проходе, детородном органе - дыхание, идущее вниз; в глазу, ухе, рту и носе - утверждено само дыхание; в середине - общее дыхание, ибо оно уравнивает пищу, принесенное в жертву...
Жизненное дыхание в глазу связано с внешним дыханием, которое сравнивается с солнцем. Жизненное дыхание, идущее вниз , укрепляется божеством, которое в земле.

Общее дыхание - пространство, что между солнцем и землей. Ветер - дыхание, разлитое по телу .
Считается, что посредством регуляции дыхания йоги могут управлять механизмом жизни, укорачивать, удлинять ее, добиваться бессмертия, т.е. прекращения перерождений. ( К.М. Герасимова Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск.: Наука.

Сиб.отделение., 1989 г. с. 75 -77).
В "Книге о ветрах", приписываемой Герострату, указывается, что тела людей и животных насыщаются тремя субстанциями: пищей, питьем и дыханием ( пневмой). "Дыхание внутри тела именуется ветром, а вне тела - воздухом. Воздух величайший властитель всего и во всем". Здоровье порождается равномерным движением ветра в теле, болезнь - нарушением этой равномерности. " Болезни едва ли могут происходить из другого источника, чем когда воздух или в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный или пропитанный болезненными миазмами входит в тело" ( Бонгарт- Левин с. 240 ).
Учение буддизма придает большое значение процессу дыхания. "Освобождение от тела и овладение им, пожалуй, еще в большей степени достигается путем контроля над вдыханием и выдыханием. Эти упражнения связаны с тренировкой праны.

По учению Будды, эта дисциплина есть надежное средство, во-первых, противодействия непроизвольно возвращающимся дурным, недостойным помыслам и образам алчности, ненависти и ослепления, которые должно подавлять, сгибать, принижать мучением духа посредством тренировки дыхания при сжатых зубах и приподнятом к небу языке.

Во - вторых, это - средство подъема в области утонченного сознания. Для успешного упражнения в этой дисциплине Будда рекомендует удаляться в глубь леса или пустую келью, усесться со скрещенными ногами, выпрямивши стан и предаться созерцанию.

Сознательно надо вдыхать и выдыхать, проникаясь следующими мыслями: вот я вздохну глубоко, а вот - коротко; вот стану вдыхать и выдыхать с ощущением этого процесса всем телом; а вот стану делать это, ослабляя ощущение связи частей тела друг с другом. И таким образом погружается он в процессе дозора внутреннего тела над внешним; снаружи и изнутри бдит он над телом; наблюдает, как возникает и как проходит оно, и осознает факт: вот что оно такое, это тело!.

И это прозрение становится ему опорой ( в дальнейшем духовном росте ), ибо оно образумляет и научает жить независимо ( от гнета всего материального ) и не желать ничего в мире.
А далее - ощущая блаженство, буду дышать я; ощущая связь мыслей, буду вдыхать и выдыхать я; воспринимая изменчивость и непривлекательность; воспринимая и осознавая устроение ( соединение ) и отчуждение ( распадение ) , буду вдыхать и выдыхать я "( Н.О.Лосский. Христианство и буддизм. В сб.:Христианство и индуизм.

Свято-Владимирское издательство. Москва. -1992 г. с. 58-59 ).

Дыхание не только предмет мифологии. Большое значение играет изучение процесса дыхания в связи с различными эмоциональными состояниями человека.

По показателям дыхания можно судить в каком состоянии находится человек. Так всем нам известно выражение: "Затаить дыхание", с его помощью часто характеризуют высочайшую степень напряжения внимания.
Более 80 лет назад великий русский ученый Владимир Михайлович Бехтерев в своей книжке: "Объективная психология", опубликованной в 1910 году, прослеживал изменения особенностей дыхания человека в зависимости от его аффективных ( как мы сейчас более употребительно говорим эмоциональных ) состояний: печали, тоске, страхе, стыде, и др.
При страхе - пишет Бехтерев, - сила вдоха и выдоха резко колеблется. Внимание сопровождается кратковременной остановкой или задержкой дыхания, в какой бы фазе оно не оказалось.
При "душевной боли" преобладает выдох над вдохом и представляется активным подобно тому, как при стоне, вызванном физической болью.
"Тоска", по исследованиям автора, приводит к задержке, угнетению и приостановке физиологических функций. Дыхание при этом оказывается поверхностным с малыми ординатами.
"Печаль" по сравнению с тоской отличается меньшим подавлением функций.
"Страх" по своим проявлениям на пневмограммах напоминает проявление боли, но здесь дыхание то ускоряется, то замедляется; резко колеблются также глубина и сила вдоха и выдоха.
При "стыде" обнаруживается слабость дыхания; последнее не поверхностно. Выдыхание и здесь преобладает над вдыханием.

Линия дыхательных движений представляется ломанной, что указывает на кратковременные остановки дыхания.
При "радости" преобладает глубина дыхания, и дыхание ускоряется, что создает лучшие условия для обмена газов ( состояние противоположное тоске ).
При слезах изменяется дыхательный ритм, удлиняется выдох, на высоте же вдоха имеется пауза.
"Умиление" представляет собой как бы совмещение "печали" и "радости", вследствие чего и в дыхании обнаруживаются характерные особенности той и другой кривой. При озабоченности в выдыхании обнаруживаются постоянные активные задержки.
В "душевной тревоге" обращает на себя внимание большое разнообразие изменений дыхания.
При "равнодушии" дыхание неглубоко, медленно, выдох продолжителен." ( В.М.Бехтерев Объективная психология. М.Наука. 1991 г. с. 95 )
Мы привели столь большую цитату из труда Владимира Михайловича с тем, чтобы читатели могли полнее ощутить - какой же это удивительный феномен- дыхание.
Не "обойдено" дыхание и в любовной лирике. Похоже, что выражение: "пить дыхание любимой", было по крайней мере в конце 18 и начале 19 веков, своеобразным литературным штампом. Так в стихотворении Н.Языкова, переложенного на музыку А.Даргомыжским, последний куплет звучит:
Дай мне тобой налюбоваться,
Наслушаться твоих речей,
Упиться песнею твоей,
Твоим дыханьем надышаться.
А вот как звучит куплет из знаменитого стихотворения Шиллера "Das Geheimnis der Reminiscens" в переводе Апполона Григорьева:
Вечно льнуть к устам безумной страстью,
Кто ненасыщаемому счастью,
Этой жажде пить твое дыханье,
Слить с твоим свое существованье
Даст истолкованье?
В этой связи интересен исключительно эмоционально насыщенный монолог одного из виднейших русских поэтов "Серебрянного века" Константина Бальмонта. В эссе под названием: "Лирика пола. Мысли и ощущения" он пишет: "... - я счастлив, когда я целую. Не знаю почему, но я начинаю вдруг глубоко дышать. Словно воздух стал другим.

Я чувствую радость дыхания. Впервые, целуя, я понимаю, что такое есть жизнь, вижу Небо и Землю, слышу все свое тело и нежное тело другое". ( К.Бальмонт. Лирика пола. Мысли и ощущения. В книге: Русский эрос или философия любви в России.

М., Прогресс. 1991 г.с. 97 ).



Содержание  Назад  Вперед