Л.Ч. Вы еще ничего не сказали о дыхании йогов.
А. В данном случае положение несколько иное, чем с "европейскими" системами дыхания. Так необходимо особо подчеркнуть, что трехфазность дыхания - это йогический принцип (см.главу об истории системы трехфазного дыхания ). Так, что правильное дыхание - это прежде всего йоговское дыхание, перенесенное на европейскую почву основателем системы правильного дыхания Лео Кофлером.
Кроме того, пранаяму (т.е. комплекс дыхательных упражнений йогов) следует выполнять исключительно и только под руководством Учителя (Гуру). Не следует забывать также, что пранаяма разрабатывалась для "экологически чистой среды", выражаясь современными терминами. 2-4 тысячи лет назад не было в воздухе ни выхлопных газов, ни выбросов химического производства, ни биологических примесей. Этот момент следует обязательно учитывать тем, кто горит желанием заниматься пранаямой.
Однако использование некоторых упражнений пранаямы для укрепления здоровья чрезвычайно эффективно. Особенно полезно проделывать упражнение на очистительное дыхание, которое обеспечивает расширение стенок грудной клетки, активизирует работу диафрагмы, обеспечивает большую амплитуду и пластичность дыхательных движений.
Ряд упражнений пранаямы способствуют рациональной доставке и расходу воздуха в речи и пении.
Культурно-исторические аспекты феномена дыхания
В толковом словаре Владимира Даля написано: "Дыхание также жизнь и все живое, существо, тварь, человек или животное. Всякое дыхание хвалит Господа" ( с. 508 ).
В.В.Розанов в работе "Место христианства в истории" писал: "Не только с религиозной, но и с научной точки зрения самым правильным будет признать, что в нас живет дыхание Творца нашей природы, и этим дыханием живем мы, что оно есть источник всего лучшего, что чувствуем мы в себе, и что его затемнение есть причина всего темного, что мы знаем в истории и находим в жизни"( В.В.Розанов. Место христианства в истории. В кн.: В.В.Розанов.
Религия и культура. Т.1.
М.,Изд-во "Правда", 1990 г. с. 28).
В священной книге ислама Коране так говорится об Иисусе Христе:" Иисус, сын Марии, есть посланник Всевышнего и Слово его. Бог ниспослал его в Марию. Он - дыхание Божие" ( Сура 4, айят 169.
Цит. по: Вл. Соловьев. Магомет.
Его жизнь и религиозное учение. Алма-Ата 1990. с.47 ).
"Дыхание лежит в основе жизни. Давать дыхание - это давать жизнь. Еще в древности понятия дыхание, дух, духовный, вдохновение были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между душевным ( соответственно духовным ) и телесным. Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагме, откуда и происходит древнегреческое слово френ, являющееся синонимом названия этого мышечного органа, сохранившегося в наименовании диафрагмального нерва -n.phrenicus.
Этим словом древние философы обозначали понятие душа, сознание, дух, ум, рассудок, сердце, настроение, в связи с чем в настоящее время имеют место такие термины, как френология, олигофрения, шизофрения и д.р. " ( И.Максимов. Фониатрия.
М.Медицина. 1987 г. с. 67 ).
Анализируя проблему дыхания, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор, подчеркивал, что в преданиях, легендах и мифах многих народов акт дыхания много раз, и весьма естественно, отождествлялся с самой жизнью или душой.
Так, например, "западные австралийцы употребляли одно и то же слово вауг как дыхание, дух или душа, а на языке нетела в Калифорнии пиутс значит: жизнь, дыхание, душа. Некоторые гренландцы признают в человеке две души, именно его тень и его дыхание. Малайцы говорят, что душа умирающего человека выходит через его ноздри, а яванцы употребляют одно и то же слово науа для обозначения дыхания, жизни и души .
Понятие о душе как дыхании может быть прослежено в семитической и арийской этимологии и доведено, таким образом до главных источников мировой философии. У евреев нефеш, дыхание, употребляется для обозначения жизни, души, ума животного , тогда как руах и нешама представляют переходное от дыхания к духу . Этим выражениям соответствуют арабские нефс и рух . То же самое встречается в санскритских словах атман и прана, греческих психе и пневма и в латинских анимус, анима, спиритус. Равным образом славянское дух перевело понятие дыхание в понятие о душе, или духе .
Первобытная культура. М.,Изд-во Политлитературы. 1989 г. с. 215-216 ).
В мифологии Индии, Китая, Греции и многих других стран, дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. ( Мифологический словарь. М., Изд-во Советская энциклопедия.
1991 г.с. 453 ).
В мифологии древней Индии сказано:" Брахма рождается из пупка Маха-Вишну. В порах кожи Маха-Вишну находятся бесчисленные вселенные, и когда Он делает выдох - все эти вселенные проявляются. Однако мы не в силах вообразить продолжительность одного дыхания Маха-Вишну, потому что в течение одного Его выдоха и вдоха все вселенные создаются и разрушаются.
Господь Брахма живет только в течение одного Его выдоха, а в нашем измерении 4 320 000 000 лет составляют лишь двенадцать часов Брахмы, и живет Брахма сто своих лет. И все же вся жизнь Брахмы укладывается в один только выдох Маха-Вишну.
Таким образом мы не в состоянии даже представить себе, насколько могущественно дыхание Верховного Господа" ( Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чаитании. Акционерное издательско-торговое общество ЛИТУАНУС 1989 г. с.48 ).
Герой шумерско-аккадского мифа Зиусудра или Ут-напишти ( последнее по аккадски означает нашел дыхание), узнает от бога Энки о предстоящем потопе и строит ковчег, в котором переживает потоп, длящийся семь дней и ночей. После потопа, он как спаситель семени человечества получает жизнь как боги и вечное дыхание ( т.е. вечную жизнь ) и поселяется со своей супругой на блаженном острове Тильпути. ( Миф. слов. с. 222. "Зиусудра" ).
Библейский миф о сотворении человека, первая фраза которого является эпиграфом книги, по более точному переводу с древнееврейского звучит так: "вдунул в ноздри его дыхание жизней". Соединение высшего божественного начала ( дыхания Божия ) с низшим материальным ( прахом от земли ) дало в результате человека, как живую душу, т.е. как сознательную личность, обладающую разумом и свободой воли. ( Толковая Библия Т.1.
Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм.
1987 г. с. 16.).
В мифах многих народов о сотворении человека, действия бога аналогичны- он вдыхает в созданную им человеческую форму, дух, или душу, тем самым, оживляя ее. ( Д.Д. Фрезер. Фольклор в ветхом завете.
М., Изд-во Политлитературы. 1990 г. глава 1 "Сотворение человека" с.13-30).
Однако дыхание не всегда несет положительную функцию, в частности, не только оживляет человека, так, во многих мифах, различные чудовища пользуются дыханием для уничтожения всего живого. Например, василиск - мифический чудовищный змей, наделен сверхестественной способностью убивать не только ядом, но и взлядом, дыханием, от которого сохнет трава и растрескиваются скалы ( Миф. слов. с. 116 ).
Ну а как в этой связи не вспомнить нашего "любимого" героя сказок - Змея Горыныча, да и многих других сказочных змеев, которые очень любят жечь все огнем, выдыхаемым из одной, двух, трех и более голов.
Дыхание связывается также и с жизненными силами человека. Так в известной русской былине о Святогоре и Илье Муромце, перед своей смертью Святогор передает Илье через дыхание часть своей силы.
Мифическому китайскому долгожителю ПЭН-ЦЗУ, прожившему 800 лет, приписывают тайное учение о тренировке дыхания для продления жизни ( Миф. слов. с. 458 ).
Согласно даосской концепции в момент зарождения человека в результате соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией цинь ( особой жизненной субстанцией ), образуется дух ( шень), являющейся как бы душой. При этом, когда цинь мало - человек болеет, когда цинь исчезает человек умирает. ( Миф. словарь. с. 605 ).