ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ


Две сферы образа жизни Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убдительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.
По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М.

Комарова и многочисленных зарубежных авторов, ОЖ формирует здоровье и занимает примерно 50–55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
– экология (влияние внешней среды) – 20–25%;
– наследственность – 20%;
– здравоохранение – 10%.
Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. О неблагоприятном воздействии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека Вам придется слышать и читать в различных источниках, в том числе на лекциях по экологии.
Экологи, изучающие влияние различных факторов среды (природных и социальных) на здоровье человека, отводят им до 40–50% и больше, ссылаясь на публикации ВОЗ, т.е. основным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, считается экологический фактор.
По России, вернее по бывшему СССР, существуют открытые публикации, где говорится о влиянии 20–30% факторов на заболеваемость (особенно бронхиты, астмы, эмфизема легких и даже рак легких), связанных с нарушением экосистемы, особенно в крупных промышленных городах1.
1 Подтверждение этому факту см.: Бунин В,Н. Здоровье населения и его охрана в регионе Астраханского комплекса: Автореф. дисс. докт. мед. наук.

М., 1996. – С.17-18.

Данные не требуют опровержения, но необходимы и новые весомые доказательства, подтверждающие нарушение генной структуры человека, проживающего в различных неблагоприятных районах. При этом необходимо учесть, что в период социалистического строя заботливо скрывались данные о влиянии среды обитания на здоровье человека.
Итак, попытаемся рассмотреть, вернее оценить, каков удельный вес образа жизни, значимого для здоровья, т.е. попытаемся оценить факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. На рис.

2 представлены две сферы, характеризующие образ жизни,– здоровый и нездоровый образ жизни.
Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия (влияния на здоровье). Каждая из позиций ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.
Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе, как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.
Где тонко, там и рвется – изречение, которое, пожалуй, годится для отрицательного воздействия на здоровье, если человек ведет не здоровый


Рис. 2. Характеристика образа жизни
образ жизни. В дальнейших лекциях мы подробно раскроем отдельные, наиболее социально и психологически значимые факторы, влияющие на состояние здоровья, которые заслуживают особого внимания и трактовки на современном этапе. Почему на современном этапе?

Вполне объяснимо, ибо жизненные ситуации изменчивы и оказывают, вернее вносят, коррективы, связанные с образом жизни.
Для каждого из Вас небезынтересно узнать, как же изучается образ жизни индивидуума, коллектива или отдельных социальных групп населения, так как это всегда вызывает интерес у студентов, которые творчески подходят к любой науке и думают связать свое педагогическое образование с научно-педагогической деятельностью. В качестве примера рассмотрим практическое воплощение по составлению программы изучения здоровья отдельных профессиональных групп населения.

На схеме № 1 показаны примерная программа изучения образа жизни преподавателей школ одного из районов г. Москвы, связанная с изучением заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), выполненная одним из аспирантов кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Российского государственного медицинского университета.

Как видно из схемы 1, при изучении жизнедеятельности учителей школ главной задачей является характеристика, дающая информацию об образе жизни, и как последний влияет на заболеваемость. Можно включать дополнительные вопросы специфического характера, характеризующие особенности трудовой деятельности, специфику труда и другие вопросы.
Учитывая при этом психофизиологические особенности личности учителя, такие как черты характера и темперамента, можно исследовать экспериментально отдельные функции – память, внимание, восприятие, реакцию на стрессовые раздражители и интеллектуальные особенности.
Такой подход и дает возможность определить влияние тех или иных параметров образа жизни (с учетом наследственных и экологических факторов) на состояние здоровья индивидуума.



Схема 1.
Программа комплексного социально-гигиенического исследования образа жизни и заболеваемости с ВУТ учителей школ г Москвы

Медицинская активность
Обратили ли Вы внимание, какое значительное место в сферах образа жизни отводится медицинской активности? Пути формирования ЗОЖ вытекают из его функциональной структуры, а открывашкой – ключом, как правило, является медицинская акивность, т.е. деятельность личности, направленная на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья или, как подчеркивает академик Лисицын Ю.П.,– медицинскую активность со знаком плюс.
Как же трактуется понятие медицинской активности, а вместе с ней и понятие высокая и низкая медицинская активность?
Итак, медицинская активность – это наиболее характерная, типичная для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному) здоровью.
Медицинская активность – это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья. Она включает:
1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;
2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечении, других медицинских мерах;
3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.);
4) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.
По этим понятиям судят о медицинской информированности и, прежде всего, соблюдении гигиенических норм не только индивидуума, но и семьи. Поэтому для педагога, как интеллигента и носителя всего нового и передового, высокая медицинская активность в жизни является потребностью и необходимостью на весь период жизни.

Несоблюдение перечисленных условий относится к низкой медицинской активности, а значит, является фактором риска.
А теперь рассмотрим основные факторы, характеризующие здоровый образ жизни.
Содержание факторов ЗОЖ
Режим труда и отдыха. Строгий, ритмичный режим труда и отдыха – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека.

При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.
Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные часы и дни неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. Труд и отдых работающих в условиях экстремальности и вредности отличается от рабочих и служащих, которые выдерживают в основном график 30–40-часовой недели. И совсем неординарен труд вахтовиков, работающих по 12 часов через 12 дней по 15 дней или по 30–45 с таким же промежутком отдыха.

Кстати, этот труд в условиях России экономически оправдан и широко распространяется в топливно-энергетическом комплексе (регионы нефтегазодобычи на Крайнем Севере), при строительстве в г. Москве (окружная автодорога, промышленное и жилищное строительство).
Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности, обязательно.
При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.
Например, если Вы ежедневно занимаетесь умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы подводится к повышенной работоспособности, т.е. способности собраться.
То же самое происходит при регулярном режиме питания. К запрограммированному времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение.
Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.



Содержание  Назад  Вперед