Фальсификация алкогольной продукции


Одной из наиболее опасных тенденций в динамике преступности против потребителей является возрастание оборота товаров, услуг, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья. Рассмотрим в качестве примера ситуацию на рынке алкогольной продукции.
Фальсификация алкогольной продукции
Для состояния рынка алкогольной продукции в последние годы характерно сокращение доли в поставках легальных отечественных производителей, вызванное завозом в страну по импорту в большом количестве дешевых ликеро-водочных изделий, и ростом объемов нелегального производства. Согласно расчетам, продажа нелегально произведенных и импортированных алкогольных напитков составила около 40% от всего объема проданной алкогольной продукции.
Значительная часть спиртных напитков отличался очень низким качеством. По данным МВЭС России, от 30% и более проверенной алкогольной продукции по своему качеству не отвечает требованиям ГОСТа или является фальсифицированной.

В 1996 г. было забраковано или снижено в сортности почти 40% проверенного коньяка отечественного производства, 35% вина виноградного и плодово-ягодного, почти 30% водки и ликеро-водочных изделий. Из импортных напитков наиболее низким качеством отличались виноградные вина и коньяк (около 40% всей проверенной продукции).
По результатам проведенных проверок крайне низким оказалось качество проинспектированных винно-водочных изделий в Дагестане, Чувашии, Новгородской, Орловской, Смоленской, Владимирской, Волгоградской областях (браковалось 100% проверенного количества), в Астраханской, Кемеровской, Московской, Омской, Оренбургской, Сахалинской областях (от 50% до 90%). Основной объем алкогольных изделий был забракован из-за несоответствия государственным стандартам по органолептическим и физико-химическим показателям, признакам фальсификации и нарушения реализации этой продукции в предприятиях торговли.
По данным Роскомторга, брак ликероводочных изделий к объему проверенной продукции составил в 1991 г. 5,6%, в 1992 г. 12,4%, в 1993 г. 25,6% и в 1994 г. 30,4%. По данным проверок МВД РФ, доля забракованной продукции достигала 40 – 70%. Доля забракованной импортной ликероводочной продукции составила, по данным Роскомторга, 67,2% проверенных изделий в 1994 г.
В последнее время откровенных и опасных для жизни подделок стало значительно меньше. Доля кустарного производства не превышала в последнее время 20%. Самогоноварение, по оценкам специалистов, составляло до последнего времени не более 5-8% от всего объема потребления. Однако после повышения акцизов на 40% сбыт подорожавшей легальной водки резко сократился, уступая место более дешевому подпольному зелью. По данным главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в январе 2000 года рост смертности вследствие алкогольных отравлений составил 40,6%.

Если в 1999 году, по экспертным оценкам, доля нелегальной алкогольной продукции впервые за десять лет снизилась до 40%, то в настоящее время специалисты прогнозируют ее рост до 60-65%. Повышение акциза помимо производства подпольной водки стимулирует и самогоноварение.

Есть оценки, что в отдельных регионах доля самогона на рынке крепкого алкоголя уже выросла до 20%.
Эти и многие другие данUые свидетельствуют о том, что токсические фальсификаты алкогольной продукции составляют значительную часть потребляемых спиртных напитков. Это не могло не отразиться на здоровье потребителей.
Законодательством (ст. 238 УК РФ) установлена уголовная ответственность за выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

Цель статьи – охрана здоровья населения в случаях, когда граждане выступают в качестве потребителей.
Другие нарушения прав потребителей
Преступления против прав потребителей характеризуются высокой латентностью. Наряду с преступлениями правоохранительными и контролирующими органами отмечается значительный масштаб нарушений законодательства о защите прав потребителей, в частности Закона о правах потребителей.

Рассмотрим наиболее типичные нарушения.


Наиболее высокой является удельный вес нарушений прав потребителей в сфере торговли. И он имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. нарушения в этой сфере составили 34,1%, в 1996 г. – 60%, а в 1997 г. – 63,1% от общего количества нарушений.

На втором месте по количеству нарушений остается сфера коммунальных услуг, нарушения в которой составили в отчетном периоде 12,7% от общего количества нарушений. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере платных медицинских услуг – в 2,4 раза. Это в определенной мере объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными управлениями по заданию ГАК России.

Удельный вес нарушений прав потребителей при продаже товаров составляет около 20% от всех нарушений в последние годы. Рассмотрим типичные нарушения.
Широкое распространение получили нарушения, связанных с реализацией товаров с истекшим сроком годности. Несмотря на законодательный запрет реализации такой продукции, в ГАК России и его территориальные управления поступали предложения от Госкомрезерва России, Госкомсевера России, администрации Камчатской области и др. о предоставлении органам по контролю и надзору права вносить изменения в установленные изготовителями сроки годности.
Красноярский городской центр санитарно-эпидемиологического надзора продлевал сроки реализации продукции с истекшим сроком годности (масло животное, консервы рыбные). Прокуратурой вынесено представление о недопущении подобных нарушений.
При проверке ЗАО "Гигант", крупнейшего оптового предприятия, ГАК установил факты реализации ряда продовольственных товаров с истекшими сроками годности с разрешения Приморского краевого Центра санэпиднадзора.
В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 11937 нарушения статей Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", связанных с обеспечением безопасности и качества товаров, работ, услуг, что составляет 20,6% от общего количества выявленных нарушений. Из них:

  • 53,4% нарушений выявлены по признакам ст. 4 (качество товара, работы, услуги),
  • 29,1% – ст. 7 (право потребителя на безопасность товара, работы, услуги) и
  • 17,5% – ст. 5,6 (установление сроков службы, сроков годности, гарантийного срока и обеспечение ремонта и технического обслуживания).

Наибольшее количество нарушений связано с предоставлением потребителям ненадлежащей информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах). В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 20991 нарушение прав потребителей при предоставлении им информации. В 1995 г. эти нарушения составили 13%, в 1996 г. – 32% – в 1997 г. – 41% от всех нарушений.

От 43% до 90% от общего количества выявленных нарушений по предоставлению информации составило отсутствие документального подтверждения происхождения товаров.
Количество нарушений значительно во всех видах деятельности. Наиболее высокий процент нарушений при предоставлении информации отмечается в сфере гостиничного обслуживания, медицинских услуг, туристско-экскурсионных услуг; торговли, общественного питания. К наиболее характерным нарушениям относятся (в процентах к общему числу обследованных учреждений):
1. Отсутствие необходимой и достоверной информации о:

  • местонахождении учреждения – 8,7;
  • государственной регистрации – 47,9;
  • режиме работы – 13,5;
  • наличии лицензии – 43,5;
  • квалификации и сертификации специалистов – 57,9;
  • перечне услуг – 11,6;
  • прейскуранте цен – 12,6;
  • калькуляции цен – 62,3;
  • условиях предоставления и получения услуг – 40,3;
  • правилах предоставления платных медицинских услуг – 55,7;
  • контролирующих органах – 69,1;
  • органах по защите прав потребителей – 80,4.

2. Предоставление платных медицинских услуг без оформления договора. Договор в письменной форме не заключается в 62,2% обследованных учреждений, в том числе по формам собственности медицинских учреждений:

  • в 48,4% учреждений федеральной собственности;
  • в 52,1% учреждений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • в 55,0% муниципальных учреждений;
  • в 73,0% учреждений частной формы собственности.

При заключении договора в письменной форме:
индивидуальный договор составляется в 34,1% учреждений;
договор присоединения используется в 65,9% учреждений.
3. Отсутствие при заключении договора в письменной форме:

  • реквизитов учреждения – 19,0% ;
  • сроков оказания услуг – 26,3%;
  • объявления стоимости услуг – 14,7%;
  • условий оплаты – 23,1%.

Ответственность исполнителя в соответствии с законодательством не предусмотрена в более чем в половине договоров. Около 4% от общего числа выявленных нарушений связано с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей (навязывание дополнительных услуг, обусловливание получения потребителем одних услуг обязательным получением других, в том числе и через заключение в принудительном порядке договора добровольного страхования и др.).
4. Невыдача потребителям документов, подтверждающих прием наличных денег за оказываемую услугу:



Содержание раздела