Номинал ваучера составлял 10 тыс.


Этот термин может обозначать либо: а) покупку существующего предприятия или его части, либо
б) продажу активов предприятия псле его ликвидации.
Кроме того, он также может означать приватизацию управления путем заключения договоров на управление или сдачу в аренду (1).
В статье 1 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 3 июля 1991 г. дается понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий: "Приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий".
Общие выгоды приватизации (при ее надлежащем планировании и осуществлении) заключаются в следующем:

  • высвобождение государственных ресурсов для инвестиций в инфраструктуру и социальные программы;
  • рост масштабов и динамизма существующего частного сектора;
  • более широкое распределение собственности;
  • стимулирование и облегчение капиталовложений частного сектора как из отечественных, так и зарубежных источников;
  • получение доходов для государства и создание новых рабочих мест;
  • сокращение административного бремени государства;
  • в случае бывших социалистических стран – начало и обеспечение продолжения перехода экономики от административно-командной к рыночной модели экономики;
  • в целом потребители также получают выгоду от приватизации.

Конкретные выгоды приватизации могут включать:

  • повышение производительности труда;
  • рост производственного потенциала;
  • рост прибыли для новых владельцев и других акционеров;
  • рост прибыли ускорение роста и более эффективное сдерживание расходов.

В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше удерживались на плаву благодаря правительственным субсидиям, покровительству.
Приватизация в России
В России основные цели приватизации состояли в следующем:

  • Стимулирование частного сектора и создание основы рыночной экономики;
  • Повышение эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий;
  • Создание системы социальной защиты и социальной инфраструктуры с использованием доходов от аукционов;
  • Создание надлежащей Yреды и организационной структуры для расширения масштабов приватизации;
  • Содействие финансовой стабилизации;
  • Развитие конкуренции и демонополизация;
  • Привлечение иностранных инвестиций.

В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992-первую половину 1994 г. Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов.

Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки.

Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем и сразу или постепенно продавали.
Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96%населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 руб.

Ваучеры являлись ценными бумагами на предъявителя.
Второй этап приватизации (денежный) начался с 1 июля 1994 г. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа:
а) инвестиционная ориентация продаж;
б) обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.


Законодательством предусматривались следующие способы приватизации:

  • продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации;
  • продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах;
  • продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому курсу, в том числе с ограничением состава его участников;
  • продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу;
  • продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также объектов, не завершенных строительством, на аукционах и по конкурсу;
  • выкуп арендованного имущества;
  • продажа предприятий товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами;
  • продажа долей (паев, акций), находящихся в государственной и муниципальной собственности, на аукционе, коммерческом конкурсе, в том числе с ограниченным составом участников.

Коммерческим банкам России и иностранным банкам предоставлено право осуществлять кредитование сделок приватизации в соответствии с действующим законодательством.
Детерминанты преступности в сфере приватизации
Обобщение отечественного и зарубежного опыта приватизации позволяет сделать вывод, что переход к рыночной экономике на практике оказывается везде сложным, болезненным и во многом малопредсказуMмым. Вряд ли существует идеальная модель приватизации, реализация которой не связана с издержками, в том числе криминальными. В каждой стране конкретный механизм приватизации глубоко национален и зависит от реального уровня развития экономики, культурно-исторических традиций, политической ориентации.

Столь же специфичен и своеобразен комплекс криминогенных факторов в этой сфере.
Криминогенный потенциал приватизации обусловлен совместным действием сложного комплекса факторов, среди которых с известной долей условности можно выделить несколько их категорий.
Во-первых, это факторы, связанные с содержанием самого процесса приватизации.
Во-вторых – факторы, связанные с социальными, экономическими, политическими условиями реализации приватизационных программ в России.
В-третьих – факторы, обусловленные принятой концепцией, идеологией приватизации, несовершенством ее правовой базы.
В-четвертых – общие неспецифические детерминанты экономической преступности в сфере приватизации.
В-пятых – можно выделить криминогенность последствий самой приватизации.
Факторы, связанные с содержанием процесса приватизации. Криминогенность приватизации проявляется в умышленном или неосторожном создании системы нормативной и оперативно-исполнительной бесконтрольности, способствующей массовым хищениям, взяточничеству, корыстным злоупотреблениям, мошенничеству, учреждению лжепредприятий, ложным банкротствам, халатности, совершению других экономических преступлений.
Разгосударствление и приватизация снижают возможности государства как контролирующего и правоохранительного института, увеличивают возможности непредсказуемой и неконтролируемой деятельности отдельных граждан.
Факторы, связанные с внешними социальными, экономическими, политическими условиями реализации приватизационных программ в России. Начальный период российской приватизации проходил в крайне неблагоприятной социально-экономической среде.
Разгосударствление объектов производства, независимо от народнохозяйственной значимости и стоимостной оценки происходило параллельно с коренными социальными и политическими реформами, в условиях институционального кризиса и ослабления государства. Среди факторов социально-экономического порядка следует отметить следующие:

  • преимущественная ориентация предпринимательской активности на проведение спекулятивных операций в финансовом и торгово-посредническом секторе, на быстрое накопление финансового капитала. Результатом приватизации в этих условиях явилось перераспределение ресурсов бывшего государственного сектора в сферу финансовых, торгово-посреднических операций, легального и нелегального экспорта капитала. Финансовые и торговые операции находятся практически вне зоны влияния и контроля государства.
  • экономический кризис, спад производства в реальном секторе экономики, снижение прибыльности, инвестиционной привлекательности большинства государственных предприятий – потенциальных объектов приватизации. Непосредственным следствием этого явилась рыночная недооценка приватизационных объектов либо отсутствие рыночной оценки вообще. Эти условия способствовали многочисленным злоупотреблениям, связанным с занижением стоимости объектов приватизации и нанесением ущерба экономическим интересам государства.

Криминогенный потенциал приватизации во многом обусловлен и усилен особенностями сложившейся в началу 90-х годов в России экономической системы, которую ряд авторов обозначают термином "экономика физических лиц" (2). Данный тип экономики явился той средой, в которой осуществлялась приватизация.

Ускоренная приватизация, в свою очередь, способствовала становлению и упрочению экономики физических лиц, усилению многих ее деструктивных особенностей.



Содержание раздела