Концепция ускоренной приватизации


Ее важнейшей чертой является то, что интересы руководителей различных рангов, обусловленные их институциональным поведением, играют подчиненную роль по отношению к собственным интересам как физических лиц. Основными агентами рыночных и внерыночных экономических отношений становятся не предприятия, организации или учреждения (в том числе органы власти и управления), а в первую очередь физические лица, имеющие возможность принимать решения от имени соответствующих хозяйствующих субъектов.

Свободная конкуренция предприятий в сфере спроса и предложения товаров и услуг как одно из условий эффективного функционирования рыночной экономики уступает место сговору или противоборству физических лиц.
Важным следствием становления "экономики физических лиц" является криминализация экономических отношений между предприятиями, производителями и потребителями, перенос отношений между предприятиями в сферу отношений между физическими лицами, внесудебные способы разрешения конфликтов, несоответствие между финансовыми и товарными потоками (по мнению ряда исследователей, внеплатежный оборот, бартер и взаимное кредитование между предприятиями сопровождается платежным оборотом между физическими лицами).
Причинами развития экономики физических лиц явился глубокий экономический кризис, поставивший целые отрасли реального сектора на грань выживания, макроэкономическая нестабильностью несбалансированность, концепция реформирования российской экономики, избранная модель ускоренной приватизации. Сознательное ослабление государственного аппарата, игнорирование истинной роли частной собственности в экономике, поспешная приватизация не только производства, но и управленческой, социальной и экономической инфраструктуры привело к чрезмерному обособлению частных и общественных интересов.
При сохранении и углулении разрыва между руководством и коллективами предприятий – создание чисто горизонтальных структур, легально или негласно объединяющих руководителей предприятий, федеральных и муниципальных чиновников соответствующего уровня. Этот путь ведет к дальнейшей криминализации экономики, переходу от "экономики физических лиц" к "экономике криминальных групп" с усилением монополизма, насильственным ограничением свободной конкуренции.
Отсутствие экономических и социальных условий для проведения цивилизованной, эффективной приватизации способствовало колоссальному всплеску экономической преступности в новых формах.
Факторы, обусловленные принятой концепцией, идеологией приватизации, несовершенством ее правовой базы.
Концепция форсированной приватизация является одной из важнейших причин ее высокого криминогенного потенциала. Ускоренная приватизация породила коренное изменение социальных институтов, открыла новые возможности для корыстных действий, что в сочетании с ослаблением и неэффективностью государства вызвало рост экономической преступности.
Концепция ускоренной приватизации сводилась к неконтролируемому акционированию предприятий со свободным формированием уставного капитала АО по остаточной стоимости оценки основных фондов предприятия, дроблением предприятия на ряд самостоятельных акционерных обществ или товариществ открытого типа, далеко не всегда оправданных экономически. Как показала практика, такое дробление нанесло значительный вред технологическим процессам, необоснованно разорвало структурные связи в производстве и сбыте произведенной продукции.

Такой явился причиной массовых криминальных проявлений.
Другим криминогенным фактором является неадекватный учет экономических и социальных реалий в программах приватизации, недостаточная проработанность ее фундаментальных вопросов. Оценивая программу приватизации, профессор Нью-Йоркского университета Хофстра Хемпстед Николас Козлов писал: "Приватизационная программа и в особенности выбор времени ее осуществления несомненно приведут к высшей степени несправедливым результатам, и было бы трудно представить себе другую программу, которая бы намеренно порождала большую несправедливость" (3).


Неотработанность процедуры проведения аукционов и конкурсов, сложность процесса подготовки конкурса или аукциона, наличие множества пробелов и противоречий в правовом регулировании и связанных с чтим скрытых для неспециалиста возможностей обмана и стремительного обогащения. Проведение конкурсов и аукционов в ходе приватизации – одна из наиболее криминогенных зон приватизации.
Общие неспецифические детерминанты экономической преступности в сфере приватизации. Рост экономической преступности в сфере приватизации объясняется также действием факторов, общих для экономической преступности, в том числе неэффективностью государственных институтов и институтов правоприменительной практики борьбы с экономическими правонарушениями.

Свою роль сыграло также жесткое налоговое законодательство при отсутствии эффективной системы контроля за его исполнением.
Не последнюю роль играли противоречия в формировании слоя предпринимателей. Он формируется из людей различных политических убеждений, моральных принципов, уровня образования и т. п. На низком уровне находится также нравственная и деловая этика российского бизнеса.

Приватизация усилила и существенно дополнила факторы экономической преступности.
Криминогенность последствий приватизации.
Криминогенность приватизации находит свое значимое проявление в создании новой социально-экономической среды, создающей благоприятные условия и факторы для криминального экономического поведения. Среди них можно, в частности, отметить следующие:

  • Юридическое оформление положения собственника людьми, ранее фактически распоряжавшимися государственной собственностью, например, в сфере малой приватизации или, частично, в ходе акционирования средних и даже крупных предприятий. Этот процесс конверсии власти в собственность происходил в ряде случаев в противоправных формах.
  • Формирование основ фондового рынка. Этот важный результат приватизации был связан и с негативными последствиями. Однако рынок был неразвит, отсутствовал эффективный механизм защиты прав инвесторов, правовая база деятельности участников рынка отличалась пробельностью, противоречивостью и нестабильностью. Фондовый рынок часто становился полем для различных злоупотреблений, манипуляций. В условиях слаборазвитого фондового рынка управление предприятиями со стороны значительного числа не имеющих такого опыта собственников было малоэффективно. Эти деформации явились неизбежным следствием политики ускоренной приватизации.
  • Широкое вовлечение слоя новых собственников в теневые и криминальные экономические отношения.
  • Усиление социальной и экономической дифференциации в обществе. Данный результат приватизации стал заметен уже к концу первого, "ваучерного" периода приватизации, когда многие граждане продавали свои приватизационные чеки по символической цене. Это криминогенный фактор, создающий благоприятную среду для совершения экономических преступлений.
  • Преступность в сфере приватизации и управления государственной собственностью.

Период с 1991 года, начала процесса приватизации в России, характеризуется беспрецедентным ростом преступности, изменением ее характеристик и практически утратой государственного и общественного контроля за криминогенной ситуацией.
Анализ выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел по фактам, связанным с приватизацией государственной собственности, показывает, что наиболее типичными видами преступлений являются кражи и присвоение вверенного государственного имущества, взяточничество, злоупотребление служебным положением и мошенничество.
По объектам приватизируемого имущества можно выделить следующие группы преступлений:

  • в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • в сфере управления государственной и муниципальной долей собственности на приватизированных предприятиях;
  • в сфере приватизации жилого фонда;
  • связанные с выделением и закреплением права собственности на земельные участки;
  • связанные с приватизационными чеками.

Рассмотрим основные виды преступлений в сфере приватизации и способы их совершения. Уяснение способов совершения преступления может привести к познанию обстоятельств, вызвавших преступление или облегчавших его совершение, дать характеристику лица, его совершившего.

На основе этих данных может быть разработан комплекс мер предупреждения преступлений научно-технического, оперативно-тактического и организационного характера.
Преступления в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий
При проведении торгов (аукционов и конкурсов) по продаже имущества совершаются преступления и злоупотребления со стороны должностных лиц различного уровня, на которых возложено решение вопросов разгосударствления имущества (должностные лица комитетов по управлению имуществом, фондов имущества, администраций), работников администраций приватизируемых предприятий, посреднических фирм, принимающих участие в процессе приватизации, а также покупателей.
1. Преступления должностных лиц, на которых возложено решение вопросов приватизации.

  • дача и получение взяток за оказание услуг при приватизации, в том числе за получение имущества в нарушение действующих положений без проведения обязательного конкурса или аукциона;
  • нарушение условий проведения аукционов и конкурсов, сознание льготных условий с целью достижения выигрыша заинтересованного лица;
  • хищения и злоупотребления с денежными средствами, полученными от приватизации государственных и муниципальных предприятий.


Содержание раздела