Контрабанда драгоценных металлов и камней


Ст. 188 УК РФ контрабанда определяется как перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или неостоверным декларированием.
Предметом контрабанды могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно – правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию.
В соответствии со ст. 189 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный экспорт технологий, научно – технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.
В соответствии со ст. 190 УК РФ, установлена уголовная ответственность за невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.
Контрабанда драгоценных металлов и камней.
Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается огромное количество контрабандного вывоза и незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями. Так, из незаконного валютного оборота, по данным МВД РФ, только в 1996 г. изъято более 300 кг золота, около 90 кг платины, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч каратов драгоценных камней.
Экономической основой контрабанды алмазов является заниженные цены первичных продаж алмазного сырья. Одна из возможных схем контрабандного вывоза состоит в следующем.

На вполне законных основаниях алмазное сырье преступники подвергают пересортировке и наиболее качественные алмазы вывозят за рубеж контрабандой. В обмен доставлялись мелкие бриллианты низкого качества.

Главным источником алмазного сырья выступает совместное предприятие. Такие факты не единичны, о чем говорит тот факт, что лишь в 1999 году за подобные нарушения "АЛРОСА" исключил из числа своих клиентов 29 фирм.

На 11 из них заведены уголовные дела.
Помимо алмазной контрабанды значительных масштабов достиг нелегальный вывоз золота за пределы России. По оценкам экспертов, только в Магаданской области исчезает ежегодно до 30 процентов добываемого драгоценного металла.

Специалисты утверждают, что у теневиков оседает до 5-8 тонн российского золота.
В целях обеспечения охраны оборота ценностей, имеющих важнейшее стратегическое значение и способных оказывать влияние на состояние финансовой системы действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушение норм, содержащихся в статьях 191 и 192 УК РФ.
Статья 191 УК РФ устанавливает ответственность за совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.
Статья 192 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней.
Уклонение от уплаты таможенных платежей. В целях охраны порядка уплаты таможенных платежей, а также финансовых интересов государства ст.

190 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем действия либо бездействия, состоящего в укрытии перемещаемого товара, занижении его стоимости, предоставлении неверной информации о его принадлежности или назначении, либо в полной или частичной неуплате начисленных таможенных платежей.


Нелегальный экспорт капитала
Экспорт российского капитала – осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он характеризуется совокупностью признаков.
Нелегальный экспорт капитала не обладает указанными признаками и осуществляется иными способами. Основная характеристика утечки капиталов – их нелегальность, тщательная скрываемость от государства.
Нелегальный экспорт капитала как экономическая категория представляет собой осуществляемое в нарушении правовых норм помещение капитала за границу в денежной или товарной форме, через сферу услуг (в том числе в форме патентов, лицензий, ноу-хау), ведущее к образованию иностранной собственности за рубежом или иной формы обязательств, дающих право на получение прибыли.
Нелегальный экспорт капитала подразумевает незаконное перечисление средств резидентом нерезиденту с переходом прав собственности на них.
Нелегальным экспортом капитала с юридической точки зрения является совершение капитальных валютных операций по перевозке, вывозу и пересылке валютных ценностей в нарушение лицензионного порядка, установленного Центральным Банком России. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:

  • прямые инвестиции, то есть вложение в уставный фонд предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
  • переводы на оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

В соответствии с действующим законодательством, соблюдение лицензионного порядка при проведении капитальных операций не требуется при вывозе нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала, а также при вывозе физическими лицами – нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала.
Нелегальный характер экспорта капитала, как правило, маскируется и его величина складывается из нескольких компонентов: невозврат экспортной выручки + нереализованные оплаченные импортные контракты + значение статьи "ошибки и пропуски" платежного баланса.
Оценка масштабов нелегального экспорта капиталов
Относительно масштабов нелегального вывоза капиталов из России в российской и зарубежной печати приводятся лишь отрывочные данные. При этом оценки заметно расходятся. Как показывает мировая практика, точно определить величину скрытого оттока капиталов практически невозможно. С использованием методики МВФ, возможна приблизительная оценка его величины. О возрастании масштабов скрытого от государственного учета отлива капитальных ресурсов свидетельствует резкий рост показателя статьи "ошибки и пропуски" в статистике платежного баланса.

Обычное для страны значение данного показателя принято считать статистической погрешностью, а наблюдаемое превышение его величины над величиной погрешности – расценивать как примерный объем неучтенного вывоза капиталов.
В России неучтенный вывоз капиталов, улавливаемый через показатель статьи "ошибки и пропуски", официально рассматривается как вывоз капитала в нелегальных формах, связанных с сознательным уклонением от государственного учета и контроля. По разным оценкам, в течение 1992-1996 гг. из России было вывезено активов на сумму от 60 млрд. (по данным Всемирного банка) до 150-200 млрд. долл. (по данным МВЭС России). Оценки ежегодной величины оттока также сильно варьируют – от – 2-7 млрд. долл. в год (по данным А. Илларионова) до 30 млрд. долл. По оценкам российского Правительства ежемесячный нелегальный вывоз капитала составляет 1 млрд. долл. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН, нелегальный вывоз капитала в 1996 – 1998 годах только в России составлял 18 – 20 миллиардов долларов в год, а в 1999 году сократился – до 14 миллиардов.

Однако вследствие девальвации рубля доля вывоза капитала в ВВП увеличилась с 4% в 1996 – 1997 годах до 7% в прошлом году. Вашингтонский Институт международных финансов (IIF) прогнозирует отток капитала из России в 2000 г. в размере 20 млрд долл.

Начиная с середины 90-х годов, наблюдается тенденция к сокращению удельного веса нелегально вывозимого капитала, измеренного по отношению к валютной выручке экспортеров.
Если оценивать состояние бегства капиталов по статье "ошибки и пропуски", то обращает на себя внимание качественно новая для России тенденция: начиная с первого полугодия 1996 г.



Содержание раздела