Комментарий к Уголовному Кодексу РФ


Задерживались партии импортного мяса-сырья, поступившего из Польши, Дании, Китая, Бельгии, Украины (по микробиологическим, физико-химическим и др. показателям). В настоящее время такое положение с качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг, обусловлено тем, что рыночный механизм обеспечения качества и безопасности через конкуренцию хозяйствующих субъектов в Российской Федерации еще не в полной мере задействован, платежеспособность основной части населения низка, что приводит к большому спросу на дешевые, а значит, и менее качественные товары.
В целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей, необходимы законодательное подкрепление по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг), усиленная ответственность контрольно-надзорных органов, а также изготовителей, исполнителей, продавцов за выпускаемую и реализуемую ими продукцию и услуги, создание условий для развития добросовестной конкуренции на потребительском рынке.
Государственная система обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг) и направления ее совершенствования
Система обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) включает законодательную и нормативную базу, которой определяются требования к безопасности продукции и услуг, федеральные органы исполнительной власти, наделенные законодательством полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством продукции и услуг, объекты государственного контроля и надзора, формы и методы контроля, взаимодействия уполномоченных органов в этой сфере государственного регулирования.
Стратегической целью государственной политики по обеспечению безопасности и качества продукции и услуг является применение исчерпывающих мер по предотвращению возможностей производства и обращения на потребительском рынке опасной и недоброкачественной продукции. В Российской Федерации полномочиями по государственному надзору и контролю за безопасностью товаров (работ, услуг) наделено около 20 федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Госстандарт России обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организацию и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг.
Минздрав России обеспечивает надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также за реализацией мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Минторг России осуществляет государственный контроль за соблюдением правил торговли и общественного питания, применением цен по отдельным группам товаров, пресекает обсчеты, обмеры и обвесы покупателей.
Минсельхозпрод России обеспечивает контроль за соблюдением ветеринарных и фитосанитарных правил при заготовке, производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации продукции животного и растительного происхождения.
МАП России и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих договорные отношения в области защиты прав потребителей.
Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации осуществляет контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и семян, продуктов их переработки.
Государственная противопожарная служба МВД России обеспечивает государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют указанные полномочия в соответствии с законодательством о стандартизации и сертификации продукции и услуг, санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей и др., а также на основе системы номативных актов, включающей государственные стандарты, медико-биологические требования, санитарные и ветеринарные нормы и правила, строительные нормы и правила и т. д.


Кроме того, в нормативно-правовую базу входят правила торгового, бытового и иных видов обслуживания, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации. Они конкретизируют компетенцию соответствующих федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора, устанавливают процедуры государственного нормирования, регистрации, сертификации товаров и услуг и др.
В российской практике утвердился принцип, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, который разрабатывает нормы, правила и требования в уполномоченной сфере обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг, как правило, и осуществляет контроль и надзор за их соблюдением. Так, например, Минздрав России и центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, разрабатывая и утверждая санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила, осуществляют надзор за их применением.

Органы государственного ветеринарного надзора разрабатывают и контролируют соблюдение ветеринарных норм и правил и т. д. Такая схема разграничения полномочий и осуществления контроля, позволяет в основном обеспечивать безопасность и качество продукции и услуг, но при обязательном условии наличия упорядоченной законодательной и нормативной базы, свободной от смешения и дублирования прав, функций и сфер контроля.
На протяжении последних лет прослеживается тенденция к расширению полномочий по контролю за безопасностью и качеством продукции и услуг отдельных федеральных органов исполнительной власти и закреплению их в положениях об этих органах, что приводит к непомерному расширению функций и сферы контроля, трансформации ответственности государственного контроля и надзора, дублированию полномочий министерств и ведомств.
Отдельные федеральные органы исполнительной власти принимают ведомственные нормативные акты, в которых расширяют свои полномочия по сравнению с законодательством.
При проверках контролирующих органов объектом нередко становится одно и то же: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т. п. Эффективность таких проверок низка. Имеют место факты, когда контрольные закупки с целью выявления фактов обвеса и обсчета проводили, например, специалисты органов санэпиднадзора (Саратовская обл.).

Информация об итогах проверок до органов исполнительной власти, имеющих законодательные полномочия по устранению определенных нарушений, доводится несвоевXеменно или обмен оперативной информацией отсутствует.
В работе федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью потребительских товаров на региональной уровне, наметилась неблагоприятная тенденция, когда отдельные из них, не получая должного финансирования своей деятельности, ищут способы выживания за счет оказания платных услуг хозяйствующим субъектам. Такие действия дискредитируют суть государственного контроля и надзора, создают дополнительные трудности в осуществлении предпринимательской деятельности, а также предпосылки для злоупотреблений и коррупции.
Расширение государственного контроля на платной основе еще более ухудшает экономическое положение как отечественных предпринимателей, так и российских потребителей. В результате в стране действует большое количество органов исполнительной власти, обладающих обширными полномочиями по выявлению и пресечению правонарушений в сфере безопасности и качества продукции и услуг, которые в ряде случаев не оформлены законодательно.
По мнению ГАК России, Минздрава России, Госстандарта России проблема решения повышения эффективности контроля и надзора за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг лежит не в плоскости изменения фундаментальных принципов построения государственной системы контроля в указанной сфере, а в упорядочении и разграничении полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти, координации их действий по обеспечению безопасности и качества продукции и услуг на основе федеральных законов и принимаемых в их развитие других правовых актов, содержащих конкретные формы и методы реализации законодательно установленных полномочий и требований, а также в перенесении ответственности за отсутствие сертификата на ответственность за безопасность продукции.
Примечания

  1. Под потребителем в соответствии с Законом о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г. понимается гражданин, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
  2. Жалинский А.Э. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (ст. 182).
  3. Жулье. 13 способов обвеса и обмера // http://blef.ic.ru/.

7.4 Преступления в сфере приватизации
Понятие и причины приватизации
Под приватизацией понимается процесс привлечения частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями.



Содержание раздела