При исследовании динамики процессов управления в РЭЭС выделяются два уровня: технологический и организационно-экономический. Технологическое регулирование процессов и оптимальное управление очистительными установками преследуют цель получения продукции с заданным уровнем качества и повышением эффективности очистительных установок.
Организационно-экономическое управление ТПК имеет своей целью регулирование всего хода процессов охраны окружающей среды и получение максимальной общей интегральной экономической эффективности и рентабельности системы.
Для упрощения представления о сложных формах автоматизированного управления РЭЭС рассмотрим планово-прогнозный аспект, в котором процесс определения предварительного плана развития безотходного ТПК может быть определен по укрупненным элементам на общегосударственном уровне системы охраны окружающей среды. В дальнейшем происходят конкретизация и уточнение этих заданий, а также осуществляется системный анализ деятельности безотходного ТПК и системы охраны окружающей среды за ретроспективный и настоящий периоды времени.
Учет функциональных элементов планово-экономической деятельности приводит к установлению цели развития безотходного ТПК, предназначенного для охраны окружающей среды от агрессивных примесей, находящихся в отходах производств, а также к определению оптимальных условий экономического и социального развития системы на перспективу.
В пределах поставленных целей развития системы конкретизируются технико-экономические, эколого-экономические и экономико-организационные показатели, планируются важнейшие мероприятия, необходимые для реализации плановых заданий. В процессе поиска оптимальных условий функционирования исследуемой системы плановые задания, организационно-финансовое, материальное обеспечение согласуются с вышестоящими органами управления. После утверждения основных направлений развития безотходного территориально-производственного комплекса и материально-организационного обеспечения с учетом ограничений на материальные, трудовые и другие ресурсы происходит формализация этих элементов с целью разработки перспективного
программно-целевого комплексного плана развития региональной системы охраны окружающей среды.
При решении первоочередных задач рационального использования, воспроизводства ресурсов и охраны окружающей среды по модифицированным методам научного прогнозирования, программно-целевого комплексного планирования определяются важнейшие экономические показатели, необходимые при организации региональных систем охраны окружающей среды с использованием СУПП.
Централизация решения технико-экономических и экономико-организационных задач охраны окружающей среды не ограничивает самостоятельности и инициативы предприятий различных отраслей, находящихся в рассматриваемом экономическом районе, а определяет направления, по которым должна развиваться их инициатива для достижения наибольшего хозяйственного эффекта и оптимального использования систем охраны окружающей среды. Централизация позволит решить некоторые задачи охраны окружающей среды, рационально использовать (или утилизировать) уловленные продукты из отходов производств.
Удельные величины общих капитальных затрат, отнесенных к среднегодовой стоимости основных фондов производства побочного продукта, используемых для создания СУПП, значительно ниже капитальных затрат на создание автоматизированных систем промышленных предприятий.
При средних вложениях основные фонды относительно крупной РЭЭС оцениваются в 100-150 млн долл., затраты на строительство помещений для технических средств, для вспомогательного оборудования и для персонала СУПП составят 440-475 тыс. долл.
Внедрение СУПП в РЭЭС в i-х экономических районах позволяет, кроме защиты здоровья живых организмов и растительного мира, получить значительный интегральный экономический эффект, величина которого снизит срок окупаемости на создание региональных систем СУПП в среднем до 2,7 года. Анализ полученных экономических показателей позволяет утверждать, что внедрение СУПП данного уровня устойчиво обеспечивает рост производительности труда в i-м экономическом районе в размере 4-6.
Для наиболее крупных экономических регионов нашей страны затраты на создание СУПП составляют 6010-9000 тыс. долл.
Сравнительная оценка технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных показателей РЭЭС и
СУПП для случая изменения соотношений способов подготовки сырья к использованию или санитарной очистки отходов производств от агрессивных примесей представлена в табл. 7.1.
Из приведенных данных следует, что вместе с преобладанием химических способов подготовки сырья к использованию или санитарной очистки отходов производств над механическими увеличивается величина капитальных затрат; одновременно происходит уменьшение интегрального экономического эффекта.
Использование большого количества контрольно-измерительных приборов и дорогостоящих реагентов и катализаторов для проведения оценки усложняет и удорожает РЭЭС и СУПП. Усложнение происходит за счет включения в схему большого количества параллельно и последовательно протекающих процессов превращения.
В то же время при преобладании химических процессов над механическими происходит увеличение оборотных средств.
С точки зрения дальнейших исследований в данном направлении создание нормативной базы расчета по интегральной экономической эффективности СУПП весьма перспективно.
Получены количественные характеристики, определяющие показатели интегральной экономической эффективности, и прежде всего величины единовременных капитальных вложений и текущих затрат на разработку, внедрение и эксплуатацию безотходных территориально-производственных комплексов, процессов охраны окружающей среды и СУПП. Эти характеристики необходимы при разработке мероприятий для достижения общей интегральной экономической эффективности процессов охраны окружающей среды от агрессивных примесей.
Необходимо отметить, что подобного рода нормативы затрат снабжаются количественным показателем для отражения конкретных ситуаций, рассматриваемых РЭЭС и их СУ. Таким образом, в результате исследования были найдены важнейшие технико-экономические, эколого-экономические и экономико-организационные показатели, необходимые для создания и оптимального программно-целевого управления общегосударственной системой охраны окружающей среды от агрессивных примесей с использованием СУПП на базе ЕС ЭВМ: величина затрат для размещения технических средств СУПП; капитальные затраты к среднегодовой стоимости основных фондов производства побочного продукта (8,48), в том числе производственные затраты к среднегодовой стоимости фондов производства
Изменение соотношения используемых способов очистки отходов от агрессивных примесей, | Изменение капитальных затрат на создание СУПП с изменением соотношений способов очистки, | Изменение экономического эффекта от внедрения СУПП с изменением соотношения способов очистки, | Снижение оборотных средств на 1 ед. полученного продукта, д. е. | Снижение себестоимости на 1 ед. полученного побочного продукта, д. е. | |
Механический | Химический | ||||
100 | 0 | 115,6 | 11,35 | 0,17 | 0,29 |
90 | 10 | 116,65 | 18,23 | 0,21 | 0,27 |
80 | 20 | 117,72 | 23,00 | 0,27 | 0,24 |
70 | 30 | 110,81 | 56,10 | 0,30 | 0,12 |
60 | 40 | 109,93 | 87,05 | 0,34 | 0,10 |
50 | 50 | 100,00 | 100,00 | 0,39 | 0,09 |
40 | 60 | 110,10 | 90,95 | 0,41 | 0,07 |
30 | 70 | 110,15 | 87,90 | 0,48 | 0,05 |
20 | 80 | 121,24 | 64,82 | 0,51 | 0,04 |
10 | 90 | 132,32 | 15,80 | 0,55 | 0,03 |
0 | 100 | 117,40 | 10,77 | 0,58 | 0,028 |
побочного продукта (4,48); капитальные затраты к стоимости активной части основных фондов производства побочного продукта (31,2), в том числе производственные затраты к стоимости активной части основных фондов (12,6); снижение себестоимости 1 д. е. уловленной продукции (0,78 д. е.); изменение нормируемых оборотных средств на 1 д. е. побочной продукции (0,29 д. е.); годовой интегральный экономический эффект (180 млн д. е.); средний срок окупаемости 2,7 года, а его максимальная величина 3,6 года.
Экономическая проблема охраны окружающей среды от агрессивных примесей является одной из актуальнейших в наше время. Отдельным частным вопросам этой проблемы посвящено большое количество отечественных и зарубежных публикаций, в которых указывается, что экономика ряда способов борьбы с загрязнением среды изменилась в сторону увеличения как капитальных, так и эксплуатационных затрат.
Поэтому для объективной оценки состояния экономики в процессах охраны окружающей среды изучены и оценены основные современные способы защиты и их технико-экономические показатели.
При исследовании важнейших показателей функционирования РЭЭС использовались современные методы экономико-математического моделирования и оптимизации изучаемых процессов. Вскрыты принципы и сущность системного подхода и анализа к решению задач оптимизации процессов охраны окружающей среды, для чего сформулированы основные проблемы повышения интегральной эффективности функционирования РЭЭС, дан системный анализ технико-экономических показателей рассматриваемых способов очистки исходного сырья и отходов производства от агрессивных примесей.