Адекватные математические модели


Разработаны адекватные математические модели, пополненные неявно заданными параметрами. Все это позволило: определить функциональные связи технико-экономических параметров различных способов очистки с экономикой РЭЭС в производстве побочного продукта и экономикой безотходного ТПК основного производства, в частности с экономикой тепловых электростанций при сооружении сероулавливающих установок; разработать методику формализации, идентификации и агрегирования технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных связей функциональных звеньев РЭЭС; разработать методику проверки адекватности и коррекции математических моделей; дать экономическое обоснование критерия оптимальности плана охраны окружающей среды от агрессивных примесей; найти оптимальные режимные параметры процессов очистки выбросов и сжиженных углеводородов от агрессивных примесей, стабилизация которых позволяет достичь 99-процентной степени; определить, что новое направление в вопросах снижения содержания агрессивных соединений в дымовых газах путем введения в зону горения топлива добавок, связывающих серу в топливе, или сжигания топлива с добавками в псевдосжиженном слое экономически оправдано (это направление следует энергичнее развивать как в научном аспекте, так и в практической деятельности при охране природы от загрязнителей).
Для решения проблемы оптимальности РЭЭС, позволяющей довести до максимума эффективность использования очистительных агрегатов и комплексов, увеличить их производительность, повысить экономическую рентабельность и другие экономические показатели, использованы адаптивные системы оптимального автоматизированного управления. В разработанной системе алгоритм управления автоматически и целенаправленно изменяется для осуществления наилучшего управления технологическими процессами охраны в региональных системах.

В результате использования адаптивной системы достигнуты 0,5-процентная точность управления и стабильность поддержания оптимальных режимных параметров РЭЭС.
Практическим направлением организационно-технического прогресса, обеспечивающим реконструкцию систем охраны окружающей среды и структур управления, является создание общегосударственной РЭЭС в отдельных, наиболее подверженных загрязнению экономических районах, организация в промышленности и во всем народном хозяйстве СУ производством побочного продукта. Создание РЭЭС и систем оптимального управления ими представляет собой одно из важнейших условий дальнейшего повышения интегральной эффективности производства побочного продукта, важность учета технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных факторов очевидна.

Создание РЭЭС и СУПП требует в каждом конкретном случае технико-экономического, эколого-экономического и экономико-организационного обоснования.
Для практического воплощения СУПП необходимо выбрать те экономические районы, в которых от агрессивных отходов производств заражаются животный и растительный мир, где можно получить наибольший интегральный экономический эффект за счет переработки отходов производства в полезный продукт.
Опыт эксплуатации очистительных систем и СУ в народном хозяйстве показывает, что все предприятия, которым удалось обеспечить отдачу капиталовложений в создание очистительных систем и вычислительную технику, рассматривали очистительные установки как побочные процессы, а ЭВМ как материальную базу для построения более совершенной системы производства основного и побочного продуктов.
Результаты исследования условий функционирования РЭЭС и СУПП увязаны с итогами деятельности безотходного ТПК. В силу этого интегральная эффективность РЭЭС и СУПП оценивается технико-экономическими, эколого-экономическими и экономико-организационными показателями производственной и хозяйственной деятельности, обеспечивающей достижение главных целей при наименьших совокупных затратах общественного труда.

Повышение интегральной эффективности процессов охраны окружающей среды выражается в достижении более высоких технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных показателей функционирования РЭЭС.


Так как стоящие перед РЭЭС цели функционирования достигаются теми или иными уровнями издержек используемых ресурсов, то интегральный эффект деятельности РЭЭС и СУПП выявляется в результате сравнения существующих и потенциально возможных технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных показателей работы ТПК и предприятий народного хозяйства.
Проведенное системно-структурное исследование состояния охраны окружающей среды в ряде наиболее экономически развитых промышленных районов нашей страны свидетельствует о том, что экономика процессов охраны окружающей среды существенно зависит от экономико-организационных мероприятий, технического прогресса, методов управления и др. Например, для РЭЭС по охране воздушного бассейна капитальные затраты составляют 7-12 д. е./кВт или 3-5 д. е./100 нм3 очищаемого дымового газа, удельные эксплуатационные затраты изменяются от 0,1 до 0,65 д. е./кВт или 0,01 д. е./10 нм3, а транспортные затраты, используемые на доставку реагентов, реализацию уловленных продуктов, составляют 1-29 удельных эксплуатационных затрат.
Оптимальное программно-целевое планирование региональных систем позволит произвести разделение труда в области охраны окружающей среды между отраслями народного хозяйства, создать условия, обеспечивающие наиболее эффективное
использование всех видов ресурсов каждого отдельного района, и при данных технических, организационных и экономических возможностях будет способствовать повышению жизненного уровня людей.
Составление единого перспективного плана с учетом полученных технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных показателей развития каждой отрасли в i-м экономическом районе включает связи, определяющие развитие РЭЭС и отражающиеся в автоматизированном проектировании как каждой отрасли, так и РЭЭС в целом.
Для успешного функционирования РЭЭС предусмотрен план, включающий алгоритм, который содержит конкретные задания каждому субъекту и элементу системы охраны, участвующим в производстве побочного продукта. При этом выдаваемые задания определяют комплексность вопросов деятельности субъекта и элементов системы.
План должен быть директивным, а оценка деятельности субъекта и элементов систем должна полностью определяться результатами его функционирования по реализации оптимального плана. Оптимальное региональное программно-целевое планирование систем охраны окружающей среды представляет собой часть отображения общегосударственного программно-целевого планирования окружающей среды.
Рост интегральной эффективности РЭЭС и использование СУПП повышаются за счет рационального сочетания оптимально работающей очистительной аппаратуры, экономически обоснованного размещения, использования современной вычислительной техники и рациональной структуры управления.
Это обеспечивается следующими основными условиями:


  • возможностями программно-целевой оптимизации процессов подготовки сырья к использованию или санитарной очистки отходов производств, оптимального программно-целевого планирования размещения РЭЭС и принятия оптимальных хозяйственных решений на основе системного анализа с применением методов математического моделирования, научного прогнозирования и программно-целевой оптимизации изучаемых процессов;
  • реализацией в региональных системах принципа обратной связи, что позволяет автоматизировать экономические процессы в случае возникновения внешних и внутренних возмущений в период их функционирования;
  • интенсификацией процессов получения побочного продукта за счет внедрения оптимальных режимов работы высокопроизводительной очистительной аппаратуры, эффективных реагентов и СУПП РЭЭС;
  • исключением рутинной информационно-канцелярской работы, такой, как простейшие однотипные технико-экономические и другие расчеты, учетные функции и составление первичных документов;
  • установлением адекватной современным требованиям структуры управления производством промежуточного продукта, получающегося в процессе очистки сырья или отходов производств от агрессивных примесей;
  • целенаправленным использованием систематизированной достоверной и централизованной технико-экономической, эколого-экономической и экономико-организационной информации и достижением при этом наибольшей объективности и более глубокого проникновения в сущность процессов охраны окружающей среды;
  • созданием нормативной базы, включающей нормативные затраты материальных, трудовых, денежных ресурсов, закрепленные производственные фонды, организацию технологических процессов, характеризующихся длительностью рабочего цикла, ритмичностью, качеством очистки выбросов, величиной и сроком запуска, объемом незавершенного производства.

Отправным пунктом экономического исследования процессов охраны окружающей среды следует считать реально существующие способы ее защиты, определение неиспользованных возможностей и оценку влияния централизации управления РЭЭС.
Под оптимальными условиями, способствующими дальнейшему повышению интегральной экономической эффективности региональных систем охраны и СУПП, понимаются объективно существующие возможности охраны окружающей среды.



Содержание раздела