Теория вопроса


Этот эффект Липсиц И.В. назвал (70) эффектом оценки товара через конечный результат, Который он определил следующим образом: «. . . чем покупатель более чувствителен к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения конечного результата, тем он будет более чувствителен к цене такого промежуточного товара.» (70) Уже это обстоятельство доказывает непреходящую актуальность заниматься вопросами издержек производства Следует сразу же оговориться, что в данной работе под издержками производства в самом общем виде и широком смысле мы будем понимать затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им.
Понятие затрат обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые приходится нести для получения некоторых полезных результатов.
1.1. Теория вопроса . Чем же определяется цена товара?

Это самый сложный вопрос экономической теории, который, как уже отмечалось, до сих пор вызывает ожесточенное столкновение двух диаметрально противоположных подходов к его решению.
Речь о первом из них и пойдет в этом разделе. Он представлен «стоимостной» концепцией ценообразования.
Основоположником классической школы в экономической науке вполне справедливо считается Адам Смит. В 1776 году написан его основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». В шестой и седьмой главах этого сочинения рассматривается традиционная проблема теории ценности: чем объясняются реальные соотношения цен? Автор считает, что по мере движения спроса и предложения дневные и даже часовые колебания цен постоянно сужаются, стремясь к некоему «нормальному», или, как пишет Смит, «естественному», уровню.

Так чем же определяются «естественные» цены? Чтобы обосновать свой конечный вывод, Смит начинает с построения простенькой модели, в которой в производстве товаров участвует только один фактор: дело происходит в «раннем и примитивном» обществе, где земля ничья и капитала не существует.

В этом однофакторном мире соотношение цен определяется соотношением трудовых затрат и даже надбавка за квалифицированный труд по сравнению с оплатой неквалифицированного труда это не более чем плата за усилия, связанные с дополнительным обучением: в обществе, состоящем из охотников, «а охотятся они, видимо, голыми руками»(1), уж если убить одного бобра вдвое труднее, чем одного, то за одного бобра дадут двух оленей. Но такого рода довод говорит только о том, что в реальном мире (отнюдь не «естественном» и свободном) меновая стоимость товара не может просто определяться тем трудом, который затрачен на его производство.

Ценность товара сумма нормальных возмещений, уплачиваемых всем факторам, участвовавшим в производстве данного товара. Следовательно, в реальном мире «естественная цена» вещи определяется денежными затратами на ее производство, складывающимися из заработной платы, ренты и прибыли «каковые сами суть «естественные» цены труда, земли и капитала».
Как заметил Марк Блауг, «сказать, что нормальная цена вещи это цена, только покрывающая денежные издержки на ее изготовление, значит, объяснить цены ценами»(11).Поэтому рассматривать рыночное ценообразование, используя теорию ценности товара, основанную на издержках производства, сегодня, когда на величину и изменение цены оказывают влияние бесчисленное множество более или менее взаимосвязанных факторов, отличных от «нормальных», было бы, по меньшей мере, неразумно. И это несмотря на то, что экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А.Смита, добившись экономического возрождения,
Отличительной чертой научной системы Давида Рикардо стало признание закона стоимости фундаментом, на основе которого выстраивается в единое целое экономическая теория. В фундаментальном труде «Начала политической экономии»(1815) Д.Рикардо впервые определил проблему теории ценности.

Адам Смит свел применение трудовой теории относительных цен к предположительному «грубому и примитивному состоянию общества». Рикардо сделал следующий шаг и показал, что однофакторная теория ценности может, пусть не вполне совершенно, объяснить, как формируются цены в реальном мире. Он продолжал придерживаться трудовой теории ценности А.Смита только потому, что она была грубым приближением и к тому же была удобна для его изложения модели. Он ввел понятие «различные скорости оборота капитала», и проблему издержек рассматривал с этих позиции.



Действительно, товары, произведенные с одинаковыми удельными издержками, продаются по одинаковым ценам. Но на самом деле проблема намного сложнее, чем представлял ее Д.Рикардо.
Следующая эпоха развития трудовой теории стоимости пришлась на работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической экономической теории. Именно эта марксистская теория стоимости до недавнего времени бралась за основу многими авторами работ по экономической теории при рассмотрении вопросов издержек производства (36).

Основоположники марксизма утверждают, что на рынке одинаковые потребительные стоимости будут иметь одну и ту же стоимость на уровне тех затрат, которые считаются общественно необходимыми, то есть средними в данных общественных условиях. «Общественно необходимое рабочее время (36) есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда». Итак, согласно трудовой теории стоимости, ее величина определяется временем, общественно необходимым для производства данного товара. Эта же теория объясняет и стихийное действие закона стоимости как такового.

Если зададим вопрос: какова стоимость любого из известных нам товаров, то, видимо, никто точно не сможет на него ответить, поскольку величина стоимости измеряется затратами труда, которые выражаются рабочим временем. Поэтому полезно знать, какое количество времени в среднем общество тратит на производство центнера хлеба, мяса и других продуктов.

И все-таки оно не будет определять действительную стоимость того или иного конкретного продукта, ибо рабочее время, затраченное в различных производственных условиях на изготовление единицы продукта, не одно и то же. Видимо, затраты труда, образующие стоимость товара, всегда остаются в какой-то мере неуловимой величиной.
Во второй половине Х1Х века была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, получившая название маржинализма. Это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения, данный субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе.

На базе таких оценок в теории объясняются и издержки производства.
С точки зрения марксистской теории трудовой стоимости последняя создается в производстве, а проявляется на рынке. И вот здесь-то возникают возражения теоретиков предельной полезности. В чем их суть? Если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда (как подчеркивал Карл Менгер, происхождение многих товаров вообще может быть не связанным с трудовыми затратами) на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценит этот товар.

Следовательно, согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости.

Таким образом (38), трудовая стоимость лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) конституируется лишь на рынке и вне него просто не существует.


Один из представителей школы маржинализма Ойген фон Бем-Баверк опубликовал свою работу «Основы теории ценности хозяйственных благ» в 1886 году. В этом труде автором поставлена одна главная задача обосновать «закон величины ценности вещи», и для ее решения обозначена нематематическая «простейшая формула» в следующей трактовке автора: «Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи».

Поэтому, по мнению автора, можно предположить, что величина ценности материального блага определяется важностью конкретной (или частичной) потребности, занимающей последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых имеющимся запасом материальных благ данного рода. В соответствии с этим основой ценности, заключает О.Бем-Баверк, служит не наибольшая или средняя, а наименьшая польза, позволяющая в конкретных хозяйственных условиях употреблять эту вещь рациональным образом, и «мы принимаем за мерило ценности наименьшую пользу, ради получения которой представляется еще выгодным с хозяйственной точки зрения употреблять данную вещь».
Е.Бем-Баверк (10) выделяет два вида полезности: а) абстрактную, то есть способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей; б) конкретную полезность, которая зависит от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.



Содержание раздела