Налоги и платежи при исполнении СРП


В этих условиях Татарстан решил форсировать события и, опередив Москву, взять инициативу в свои руки. Была создана республиканская комиссия по вопросам недропользования в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений (РКРР), которой передана часть полномочий Центральной комиссии, в частности, право самостоятельно рассматривать и утверждать проекты и технические схемы разработки нефтяных месторождений с извлекаемыми запасами до 10 млн. тонн. РКРР уже утвердила технико-экономическое обоснование на разработку на условиях СРП первых 27 месторождений, отметив, что при других условиях их освоение нерентабельно. Перечень вместе с проектом закона РТ «О соглашениях о разделе продукции» был представлен на прошлой неделе Комиссии Госсовета по вопросам экономического развития и реформ.

Члены РКРР рассчитывают, что к моменту его утверждения парламентом РТ поправки в федеральное законодательство будут внесены. Однако, как отмечает в своей статье Г. Печелина, авторы предложенного на обсуждение законопроекта менее лояльны к Москве, чем члены РКРР. Представлявший документ председатель рабочей группы по его разработке депутат Мухаммат Сабиров полагает, что суверенный Татарстан вправе вводить свои законодательные нормы, не оглядываясь на Москву. Результатом такого подхода стали многочисленные несоответствия проекта российскому законодательству. Например, в проекте заложен совершенно отличный от федерального механизм заключения и исполнения соглашений о разделе продукции.

Если российский закон в числе субъектов соглашения включает инвестора и государство, со стороны которого выступает Правительство РФ и равноправный с ним орган исполнительной власти субъекта РФ (в Татарстане Кабинет Министров), то татарстанский проект в принципе исключает участие российской стороны и оставляет лишь инвестора и республику.
Проект также устанавливает право республики самостоятельно определять перечень месторождений, разрабатываемых на условиях СРП, не ограничивая список размерами их запасов. Кроме того, принадлежащее сегодня Москве право выдачи лицензий на пользование недрами передается Геолкому РТ.
В то же время ряд статей входит в противоречие с действующим законодательством республики. Например, инвесторам гарантируются права менее выгодные, чем существуют сегодня. Так, в соответствии с Законом РТ «Об иностранных инвестициях» предприятия с таковыми самостоятельно решают вопросы найма и увольнения работников.

Проект же настаивает на преимуществах для зарегистрированных в РТ фирм при получении различных подрядов, а для граждан РТ при приеме на службу.
Представления о правилах игры у имеющих отношение к нефтяной отрасли самые различные. Например, нефтяники, которые не первый год занимаются разработкой условий работы при СРП, никогда не исключали из числа субъектов соглашения федеральное Правительство.
Этот вопрос, пожалуй, сегодня самый главный. Государственный советник при Президенте РТ по нефти Ренат Муслимов не сомневается: инвесторами должны выступать татарстанские нефтяные компании, но ни в коем случае не иностранные фирмы. Последние должны привлекаться уже после подписания соглашения как стратегические партнеры на определенных условиях. Мировая практика показывает, что под СРП ведущие западные фирмы с готовностью идут на сотрудничество.

Такую позицию Ренат Муслимов объясняет тем, что сегодня работать с иностранцами на равных сможет только «Татнефть». Недавно созданные нефтяные компании пока слишком слабы, и партнерам в ранге инвесторов не составит труда «облапошить их на вполне законных основаниях, а может быть, и вообще выжить их с месторождения».
Иная точка зрения у разработчиков проекта, которые полагают, что инвесторами могут быть татарстанские, российские и иностранные граждане и юридические лица, а также создаваемые ими объединения. На заседании комиссии Мухаммат Сабиров «уличил» «Татнефть» в желании стать единственным инвестором-монополистом и встать на пути прихода в республику инвесторов, желающих работать не через «Татнефть», а через Правительство РТ.



Так что сторонам есть о чем поспорить.
С чем единогласно согласились все члены комиссии, так это с тем, что проект нужно запускать в парламент немедленно. Хотя возможность начать работать на условиях СРП в 1999 году уже упущена. Принятие законов о СРП и перечне месторождений даст право нефтяным компаниям начать поиск стратегических партнеров и средств. Без этого нефтяная отрасль останется без инвестиций.

В доказательство этого грустного прогноза Муслимов привел пример из опыта прошедшего года: нефтяники провели переговоры более чем с 30 компаниями, но ни одна из них не вложила в отрасль ни копейки.
Налоги и платежи при исполнении СРП выглядят следующим образом.
За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (за исключением обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников, а также в Государственный фонд занятости). Взимание указанных платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
В случае, если законами и иными нормитивными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей и уточненную сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде. При этом распределение между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации части прибыльной продукции, принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента подлежит корректировке на основе договоров.
Налог на прибыль уплачивается инвестором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:
1. объектом обложения этим налогом является определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения. При этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвестора за пользование заемными средствами, разовых платежей инвестора при пользовании недрами, а также на сумму других не возмещаемых инвестору в соответствии с условиями соглашения затрат, состав и порядок учета которых при определении объекта обложения налогом на прибыль устанавливаются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если указанные затраты превышают стоимость принадлежащей инвестору части прибыльной продукции, в последующие периоды объект обложения налогом на прибыль уменьшается на сумму соответствующей возникающей разницы до полного ее возмещения.
2. уплата налога на прибыль инвестора при выполнении работ по соглашению производится обособленно от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности. При этом применяется ставка налога на прибыль, действующая на дату подписания соглашения.
3. льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также налогообложение суммы превышения фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной, сумм выплаченных дивидендов или доходов от долевого участия при взимании налога на прибыль не применяются.
4. налог на прибыль, взимаемый по ставке зачисления этого налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, независимо от места регистрации плательщика.


5. по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором в натуральной или стоимостной форме.
При исчислении налога на добавленную стоимость при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения произведенной продукции из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения работ по соглашению товарно-материальным ценностям, а также по работам и услугам.
Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного налога, уплаченного инвестором поставщикам за приобретаемые товарно-материальные ценности, над суммами указанного налога, исчисленными при реализации произведеной продукции, являющейся собственностью инвестора, подлежит возмещению инвестору в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, с уточнением суммы этой разницы, исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в соответствующем истекшем периоде.



Содержание раздела