Отдел делопроизводства и контроля исполнения.


Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления, уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.
Определенные резервы снижения издержек производства заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т. п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия.

Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.
3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению качества продукции.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут проводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений; объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий.

Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.
Личные наблюдения позволяют сделать вывод о нерациональности структуры исполнительного аппарата АО «Татнефть». Эта нерациональность ложится тяжелым бременем на административно-управленческие издержки, которые на сегодняшний день составляют почти 18% в структуре затрат АО «Татнефть».

В июле 1999 года в исполнительном аппарате насчитывалось 520 штатных единиц.
В своих рассуждениях мы исходили из должностных инструкций и функций, возложенных на них и некоторые службы и департаменты. Резервы заключены в следующих особенностях:
1) Высшее звено управления имеет в подчинении помощников, советников, секретарей, функции которых дублируются. Резерв сокращение 2 единиц.
2) Заместитель главного инженера по информатике и автоматизации производства дублирует функции начальника отдела автоматизации, вычислительной техники и КИП, а также отдел РИКО. Резерв 1 ед.
3) Зам. гл. инженера по производству. Эту функцию можно возлагать на начальника одного из производственных отделов.

Резерв 1 ед.
4) Нет необходимости в аппарате иметь отдел главного механика, так как все вопросы техники, оборудования решаются на уровне НГДУ. Резерв 6 ед.
5) Отдел главного энергетика. Причины аналогичные.

Резерв 5 ед.
6) Технический отдел. Резерв 5 ед.
7) Заместитель генерального директора по капитальному строительству выполняет те же функции, что и начальник управления капитального строительства. Резерв 1 ед.
8) Транспортный отдел. Согласно результатам реструктуризации АО «Татнефть» в 1997 году, транспортные предприятия выделены в самостоятельные ООО.



Резерв 10 ед.
9) Отдел производственно-технической комплектации. Функции распределены на местах.

Резерв 3 ед.
10) Отдел вспомогательного производства и товаров народного потребления. Резерв 8 ед.
11) Отдел новых структур. Поскольку АО «Татнефть», в этом вопросе пользуется услугами сторонних специализированных организаций, кроме того, существует ОТиЗ, то резерв 7 ед.
12) отдел стратегического планирования можно объединить с группой планирования. Резерв 3 ед.
13) Отдел налогообложения можно объединить с финансовым отделом. Резерв 9 ед.
14) Финансовый отдел. Резерв 7 ед.
15) Отдел финансового анализа. Резерв 8 ед.
16) Экспертно-аналитический отдел. Резерв 4 ед.
17) Контрольно-ревизионный отдел. Резерв 4 ед.
18) Управление собственности, В силу дублирования различных функций (например, имиджмейкер, зам. начальника по правовой работе юрисконсульт) резерв 10 ед.
19) Юридический отдел. Резерв 5 ед.
20) Отдел технико-экономической информации и распространения передового опыта. Резерв 9 ед.
21) Отдел делопроизводства и контроля исполнения. Резерв 2 ед.
22) Профсоюзный комитет. Резерв 7 ед.
23) Управление реализации нефти и нефтепродуктов. Резерв 15 ед., так как более трети всего списочного состава приходится на экономистов.
24) Отдел безопасности. Резерв 5 ед.
25) НТО НГ РТ. Резерв 4 ед., так как «ТатНИПИнефть» входит в состав АО «Татнефть».
Таким, образом, резерв сокращения штата исполнительного аппарата в АО «Татнефть» составляет около 27%. Даже по грубым расчетам такое существенное снижение численности повлечет за собой снижение административно-управленческих издержек примерно на 4 5%.

Общая сумма затрат соответственно сократиться на 0,9%. Естественно, что реально это неосуществимо в силу различных причин.

Но то, что резервы снижения затрат в нефтедобыче на сегодняшний день имеются и в оптимизации административно-управленческих издержек очевидно. Кроме того, обнадеживает, на наш взгляд, тенденция снижения затрат по содержанию административно-управленческого аппарата в основных структурных подразделениях НГДУ.

Но каким это образом скажется основных качественных показателях работы всего акционерного общества, покажет время.
Добыча нефти находится в четвертой стадии разработки, при которой наблюдается падение объема добычи нефти, и предприятию необходимо сокращать затраты. Поэтому на каждом нефтегазодобывающем предприятии АО «Татнефть» ежегодно разрабатывается план мероприятий по снижению темпов роста эксплуатационных затрат с указанием сумм экономии.
Нами были изучены вышеуказанные планы трех НГДУ. В качестве примера рассмотрим наиболее удачный, на наш взгляд, план мероприятий по снижению затрат на 1998 год по НГДУ «Ямашнефть».
Экономия топливно-энергетических затрат: 1. Снижение энергетической составляющей затрат на оплату электроэнергии должно дать снижение потребления реактивной мощности экономия электроэнергии составит 567 т.квт/ч, при этом сумма экономии предполагается 143 т.руб.
2. Уменьшение расхода топливного газа должно дать экономии 129 т.руб.
3. Экономия электроэнергии при замене электродвигателей с 0,850 квт на 0,650 квт в управлениях технологического транспорта, при этом должно быть сэкономлено 3,8 т.руб.
4. Использование попутного газа, ожидаемая экономия средств 350 т.руб.
5. Исключение промежуточных пунктов перекачки нефти, экономия от проведения этого мероприятия должна составить 42,1 т.руб.
6. Перевод малодебитных скважин на периодический режим работы с установкой реле времени в трех цехах добычи нефти и газа, планируется сэкономить 543,8 т.руб.
Снижение транспортных расходов: 1. Отказаться от услуг стороннего транспорта 708 т.руб.
2. Перевод задавочной техники управления технологического транспорта для работы в цехе капитального и подземного ремонта скважин по недельному графику выхода техники на операции по задавке скважин, за счет снижения сверхурочных часов на 10% планируется сэкономить 1607 т.руб.
3. За счет списания старой техники сократить эксплуатационные и амортизационные затраты (списание, переоценка (к = 0,9), налог с транспортных средств), в итоге экономия 1176,4 т.руб.
Экономия зарплаты: 1. Экономия фонда заработной платы за счет списания техники в управлении технологического транспорта и остановки техники в бездорожный период, в итоге экономия 338, 2 т.руб.
2. Сокращение численности вахты капитального ремонта скважин , при этом предполагается экономия 25,2 т.руб.
Сокращение экологических выплат: 1. Сокращение платы за вредные выбросы на добывающей нефтяной скважине , экономия 18 т.руб.
2. Снижение выплат за счет ввода в эксплуатацию автомойки в управлении технологического транспорта, экономия 160 т.руб.
Внедрение затратно-сберегающих операций в цехах НГДУ даст экономии 2930,6 тыс.руб.
Сокращение расхода материалов и ГСМ 1. Экономия горюче-смазочных материалов за счет списания техники в управлении технологического транспорта, экономия 367,5 т.руб.



Содержание раздела