Нефтедобыча основная бюджетообразующая Республики Татарстан, а также всего Поволжского региона. Именно от эффективности нефтедобычи зависит то, насколько реально будут осуществляться республиканские программы экономического и социального развития. Основой всякой хозяйственной деятельности является стремление к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое хозяйство как экономически выгодное предприятие, с оптимальными размерами и соотношением объемов и элементов издержек производства.
Поэтому очень важно и актуально с этой точки зрения познание закономерностей спроса и предложения, а, следовательно, определение целевой установки что производить, в каком количестве, по каким ценам реализовывать продукцию.
Активную стратегию цен осуществляют предприятия, которые более или менее автономно устанавливают свою цену с учетом действия других продавцов, но не в полном соответствии с ними. При этом стратегия может быть ориентирована либо на покрытие издержек и получение прибыли (покрывающие суммы), либо на рыночные отношения. Однако допустима и измененная стратегия максимальной цены. Это возможно при высоком уровне качества.
Кроме того, стратегия максимальной цены может просуществовать долгое время при ограждении защитными правами (патенты) и рациональной протекционистской политике.
Низкая цена на продвигаемое на рынок изделие встречает очень гибкий спрос, что вызывает опасность появления на рынке конкурентов. Благодаря уже имеющимся производственным мощностям могут быть выпущены большие количества изделий, при этом используются преимущества снижения издержек в расчете на одно изделие.
Определение стратегии цен является трудоемкой задачей, так как следует учитывать как динамику цикла жизни изделия, его конкурентоспособность, спрос, так и собственные затраты (эффект сбыта) с самого начала производства.
Но для производства любого товара фирма должна приобрести производственные ресурсы. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих экономических ресурсов (факторов производства).
Именно цены факторов производства определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе.
Наконец, существует множество этических аспектов и проблемы экономической политики. В частности, безнравственный подход к установлению цен на факторы производства приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов.
Ситуация осложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения может воздействовать (или даже вытеснять, чему есть примеры в настоящей работе) политика и практические меры воздействия государства и других институтов.
Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:
изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;
углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль;
определение и анализ динамики себестоимости добычи нефти и ее структуры на примере АО «Татнефть», определение тенденций, которые лежат в основе резервов снижения издержек в нефтедобыче, на основе которых обоснование путей стабилизации экономической ситуации в нефтедобывающей отрасли Республики Татарстан;
Объектом исследования являются издержки производства как важнейшая экономическая категория, характеризующая процесс формирования цены, с конкретным анализом на примере подразделений АО «Татнефть». Источником информации явились отчеты АО «Татнефть» по себестоимости добычи нефти за период с 1985 по 1998 гг., специальная экономическая литература, личные наблюдения.
Во время написания данной работы были изданы семь печатных статей по данной проблематике, а также принималось участие в Международной научно-практической конференции «Стратегия кадровой политики в условиях трансформационной экономики» и в 53-й Межвузовской студенческой научной конференции в г. Москве.
В работе представлены 23 аналитические таблицы, 3 диаграммы, а также имеются 7 графических приложений.
Использование разработанных рекомендаций на практике позволяет проводить объективную экономическую оценку производственно-коммерческой деятельности для принятия обоснованных, реальных мер по повышению эффективности нефтедобычи в Республике Татарстан.
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства. Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике.
Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления (помогая тому, кто владеет ею) приходить к правильным заключениям. Джон Мейнард Кейнс
Прежде чем начать говорить об экономическом содержании издержек производства, на мой взгляд, необходимо уяснить, какую экономическую категорию мы в последующем будем называть издержками производства. На протяжении всего существования экономической теории как науки все теоретики с различной степенью принципиальности и упорства доказывали состоятельность либо несостоятельность того или иного трактования издержек.
Эти споры неизбежны и в дальнейшем. И это вполне справедливо, поскольку экономическая мысль находится в непосредственной связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией.
Поэтому многие понятия и термины приобретают новую окраску.
Нередко конкретный товар является лишь одним из элементов, необходимых покупателю для достижения желаемого конечного результата. В таких ситуациях мы сталкиваемся с эффектом оценки товара через конечный результат (6), причем проявляется этот эффект двояко: через степень детерминированности производственного спроса и через зависимость покупок от затрат на товар промежуточной ценности в общей сумме затрат на получение конечного результата.
Можно рассмотреть зависимость степени ценочувствительности покупателя промежуточного товара от доли затрат на этот товар в общей сумме затрат на получение конечного результата. Если сделать следующий шаг в рассуждениях, то он приведет к тому, что на удорожание любого промежуточного товара (скажем, сырья) покупатель отреагирует тем большим сокращением объемов закупок, чем больше доля затрат на этот товар в общей их величине и соответственно чем существеннее это удорожание скажется на величине затрат на производство, на прибыли и объемах продаж конечного товара.