Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;


Пу дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;
Сд дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;
Cбр величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Для упрощения расчетов величину Л П можно определить по формуле


где Цн ,Цст новая и старая продажная цена;
Сст , Сн себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;
Vст, Vн объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.
Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

где Ен нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).

Если Е Ен, или Е Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:
повышение технического уровня производства;
повышение уровня квалификации персонала;
совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
создание службы маркетинга;
внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
снижение издержек на производство и реализацию продукции;
изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
проведение действенной рекламы;
установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.
Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом позиция директора предприятия.

Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.
Выводы
В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности для России является наиболее актуальной.
Переход на рыночные отношения существенно не отразился на качестве выпускаемой продукции, что связано со следующими причинами:
в стране не созданы условия для конкуренции;
отсутствует национальная программа по достижению высокого уровня качества;
многие руководители предприятий работают по старинке и не адаптировались к рыночным условиям;
слаба роль государства, ее законодательных и исполнительных органов в создании условий и предпосылок для предприятий с целью повышения качества продукции и др.
Устранение этих причин является важным условием для прорыва российских предприятий в области повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, но недостаточным. Как показывает мировой опыт, данную проблему можно решить только в том случае, если важность ее решения осознают первые руководители страны и руководители предприятий и сделают все возможное для ее решения.

Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого осознания и понимания гражданами страны и руководителями всех рангов важности и значения решения проблемы повышения качества продукции для престижа и экономики страны.
Качество продукции, как экономическая категория тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость это полезность товара вообще, то качество продукции это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.
Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.
Повышение качества продукции (услуг, работ) на макроуровне дает возможность:
повысить эффективность общественного производства;
осуществить на практике ускорение НТП;
повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;
повысить престиж государства.
Достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:
увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;
обеспечить конкурентоспособность продукции;
повысить имидж предприятия;
снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.
Качество продукции на предприятии зависит от многих факторов: технического уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня квалификации кадров; совершенства организации производства и труда и др. Из этого следует, что для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии требуется комплексный подход, т.е. учитывающий все факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла». Такой подход обеспечивают комплексные системы управления качеством продукции на предприятии, поэтому их разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска высококачественной продукции на предприятии.
Контрольные вопросы
1. Какова сущность качества продукции как экономической категории?
2. Какое экономическое и социальное значение имеет повышение качества продукции на макро- и микроуровне?
3. Какие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции?
4. Каковы методы определения конкурентоспособности продукции и их сущность?
5. Каковы факторы, влияющие на качество продукции, и механизм их влияния?
6. Какая связь между качеством продукции и стандартизацией?
7. Каковы сущность и значение систем управления качеством продукции на предприятии?
8. Какая связь качества продукции с эффективностью производства? Каков механизм влияния качества продукции на эффективность производства?
9. Какие возможны пути повышения качества продукции на вашем предприятии?
10. Какие необходимы условия и предпосылки для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии?



Содержание  Назад  Вперед