Объекты предназначенные для выполнения общегосударственных задач.


В-третьих, по отношению к объектам любой формы собственности на государство возлагается целый ряд обязанностей: регистрация прав собственности, защита прав собственности, юридическое обеспечение взаимоотношений между разными собственниками и т. п.
В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом зависит от состояния экономической среды, в которой она функционирует. Таким образом. государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведении соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями.
Постановка локальной проблемы выбора методов управления федеральной собственностью требует ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов, для которых целесообразно использовать одинаковые управляющие воздействия. При формировании перечня объектов, которые должны быть включены в состав федеральной собственности, прежде всего их, по нашему мнению, следует разделить на три группы по степени значимости и функциональному назначению.
1 группа. Объекты предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу следует отнести объекты прямо связанные с:

  • обеспечением обороны и безопасности;
  • защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;
  • проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;
  • управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;
  • функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  • проведением фундаментальных научных исследований;
  • контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;
  • охраной памятников истории и культуры;
  • хранением государственных запасов и резервов;
  • эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

В эту же группу должна быть включена большая часть природных ресурсов – недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.
На данную группу должно распространяться исключительное право федеральной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.
2 группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:

  • электроэнергетики;
  • по добыче и переработке нефти и газа;
  • по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;
  • авиакосмической техники;
  • атомного машиностроения;
  • по разработке и производству систем вооружения и боеприпасов;
  • трубопроводного транспорта и другие.

Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе федеральной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев эффективности.
Для объектов 2 группы наряду с федеральной допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать бульшим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого "Золотой акцией".
3 группа. Объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально экономической политики и социальной защиты населения. В их числе могут быть:

  • учреждения и организации здравоохранения;
  • высшие и средние специальные учебные заведения;
  • общеобразовательные школы;
  • учреждения культуры и искусства;
  • федеральные органы социального страхования и социального обеспечения;
  • учреждения социальной защиты (дома престарелых, реабилитационные центры для инвалидов и др.).

На большинство объектов этой группы должно распространяться полное право федеральной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели. В рамках рассмотренных групп, на наш взгляд, нужно провести более детальную классификацию объектов федеральной собственности.


Классификация федеральной собственности Федеральная собственность может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:
1. По видам федеральной собственности:

  • недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) – земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;
  • движимая ФС – имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
  • информация;
  • результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  • другая собственность.

2. По отраслевому признаку:

  • объекты ФС, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например ТЭК, транспорт, связь, АПК и др. (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС со своими особенностями);
  • памятники культуры.

3. По степени ликвидности:

  • низколиквидные (неликвидные) объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;
  • стабильные, среднерисковые объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;
  • высоколиквидные объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости больше 1,5 индекса инфляции;
  • акции голубых фишек (blue chips) – акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.

4. По величине госдоли (госпакета акций):

  • 100% у государства – АО или государственные унитарные предприятия;
  • 75% + 1 акция – у государства квалифицированное большинство акций;
  • 50% + 1 акция – у государства контрольный пакет акций;
  • 25% + 1 акция – у государства блокирующий пакет;
  • "Золотая акция" – специальное право государства на блокирование решений общего собрания акционеров.

5. По степени закрепления госдоли (госпакета акций):

  • казенные предприятия;
  • предприятия с закрепленным у государства пакетом акций (не подлежат продаже);
  • предприятия с частично закрепленным госпакетом акций (продажа по постановлению Правительства РФ);
  • предприятия с незакрепленным госпакетом акций (продажа в обычном порядке);

6. По степени индустриализации:

  • объекты промышленности;
  • объекты АПК;
  • памятники культуры;

7. По степени участия на рынке производимой продукции:

  • монополии (более 35% продукции);
  • не монополии и др.

Классификация методов управления ГС Методы управления, на наш взгляд, должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:

  • административные;
  • экономические;
  • законодательные и нормативные правовые;
  • организационные.

При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

  • федеральный;
  • уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;
  • муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

В целом приведенная классификация видов госсобственности и методов управления ее объектами позволяет перейти к изложению конкретных методик управления определенными типами собственности, основными из которых, по нашему мнению, являются:

  • государственные унитарные предприятия;
  • пакеты акций, находящиеся в собственности государства;
  • федеральное недвижимое имущество.

Процесс управления всеми этими видами ФС, на наш взгляд, будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта федеральной собственности.
§ 3.2. Методика управления государственными унитарными предприятиями Сущность управления государственным унитарным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования.
По нашему мнению, наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис. 3.2).











Рис. 3.2. Цикл управления государственным унитарным предприятием
Для осуществления представленного на рис. 3.2 цикла управления, орган уполномоченный орган государственного управления должен определить и согласовать с подчиненным предприятием перечень, структуру и объем информации о функционировании.
Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.



Содержание раздела