Сбережения домашних хозяйств в бедных странах


Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита увеличивает уровень сбережений. Считается, что величина сбережений зависит от двух важнейших переменных: темпов экономического роста и масштабов дефицитности государственного сектора. Мотивы сбережений в странах с низким уровнем дохода. Рассмотренные выше мотивы сбережений (возрастная структура населения; рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение и страхование, относительные цены и т.д.) также выступают основополагающими причинами сбережений и в развивающихся странах. Но формирование и использование сбережений в странах с низким уровнем развития отлично от этого процесса в развитых странах. Процесс сбережения в этих странах происходит в среде, которая сильно отличается от среды в индустриальных странах.

Эти различия влияют на использование средств, сроки движения капитала, на характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления.
• Сбережения домашних хозяйств в бедных странах невелики. Огромное число домашних хозяйств имеют доходы, которые редко превышают необходимый прожиточный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами подобного типа, реакция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода проявляется слабо, этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление.

Поэтому обычно развивающиеся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую норму сбережений, чем страны с низким уровнем дохода.
• Доходы домашних хозяйств в бедных странах непостоянны, так как относительно большая их доля создается в сельском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью.

Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна усиливать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке растущая неуверенность обычно влияет на сбережения домашних хозяйств в противоположном направлении.
• Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках доходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в развивающихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для получения пенсии и менее заинтересованы в сбережениях на старость. В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старости может быть важным мотивом сбережений. Но указанные выше аспекты дополняются другими.

Сохранение, а во многих странах доминирование традиционных социальных отношений предопределяет относительно сильные связи между поколениями. Поэтому планирование потребления распространяется на более длительный срок.
• Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредитных операций формального сектора. Во многих сельских районах кредитные учреждения отсутствуют. Мелкие предприниматели практически не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства.

Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в пределах 9,5% в Ботсване до 71,3% — в Центральной Африканской Республике (ЦАР). В середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом — 92% суммы банковского кредита частному сектору.

В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии — 89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика. В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая независимый от производства характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства.

Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопление сокровищ, т.е. создает так называемое перенакопление.
Помимо ростовщиков неофициальная система представлена непосредственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутствует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны.

Как отмечено выше, в бедных странах влияние изменений в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но значительно повышается в средних по уровню дохода на душу населения развивающихся странах и в богатых странах.
На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние и другие причины, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, доход на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение на 1% дохода на душу населения повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3% (выше, чем в развитых странах).
• Формирование сбережений общественного сектора в бедных странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли нефинансовых государственных предприятий, степени развитости финансовой системы, в системе сбора налогов и составе доходной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга.
В целом ряде стран с низким уровнем развития в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Но во многих случаях управление этими предприятиями не руководствовалось целями максимизации прибылей, что приводило к переводу средств из государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий.

Даже в случаях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил государственные предприятия к убыткам.
• Во многих бедных странах сбор налогов на доходы является серьезной административной проблемой в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры, что также понижает сбережения общественного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурных перестроек ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, то тогда прибегают к дефицитному финансированию.
В целом в подсистеме развивающихся стран, за исключением наименее развитых, преобладают мотивы к сбережению, что обеспечивает для всей подсистемы более высокую норму сбережений.



Вопросы к теме

1. Существует ли прямая связь между накоплением и темпами
экономического роста?
2. Как влияют масштабы амортизации на темпы роста
производительности труда?
3. Проанализируйте динамику капиталовложений в мировой экономике в
целом и по подсистемам.
4. Какие факторы влияют на динамику накопления?
5. Существуют ли различия в объеме и динамике сбережений и
накоплений в мировом хозяйстве и его подсистемах?
6. Какова структура накопления по источникам его формирования в
промышленно развитых и развивающихся странах?
7. Какова суть концепции цикла жизни в отношении личных сбережений?
8. Какова роль неформального сектора в накоплении капитала в
развивающихся странах?
9. Охарактеризуйте роль учетных ставок и нормы прибыли в процессе
сбережений и накопления.































Содержание  Назад  Вперед