Международные экономические операции


так называемых горячих денег, достигающих многомиллиардных сумм. Так, резкое повышение учетных ставок в США в начале 80-х годов привело к огромному притоку в эту страну из других государств ссудных капиталов на сумму 420 млрд долл., что равнялось 22% внутренних инвестиций США за этот период. 3. Международные экономические операции в большинстве случаев связаны с обменом одной национальной валюты на другую. Соотношения обмена между валютами образуют валютный курс (Еn), т.е. цену национальной денежной единицы (Cd), выраженную в денежных единицах других стран (Cf):
Cf
Еn = .
Cd
Колебания валютных курсов оказывают существенное воздействие на изменение физических объемов экспорта и импорта, эволюцию платежных балансов по текущим операциям, объем и направление иностранных инвестиций. Обесценение валюты предоставляет возможность экспортерам данной страны понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая при ее обмене ту же или большую сумму в национальных денежных единицах, что повышает сбыт их товаров и создает возможности для увеличения экспорта. Импорт при этом затрудняется, поскольку для получения той же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены. Как показали эконометрические расчеты по 14 ведущим западным странам, изменение валютного курса на 10% сокращает или увеличивает объем экспорта от 7% для США, Японии, Франции, Швеции до 3—4% — для остальных стран. Изменение объема импорта при тех же условиях составляет от 1 до 6%.

Подобные сдвиги в торговле происходят за период не менее 2—3 лет. Для регулирования валютных курсов другие страны прибегают к методу коллективной интервенции, т.е. скупке или продаже на валютных рынках той или иной денежной единицы, курс которой неблагоприятно изменяется для этих стран.
Значительное влияние на движение предпринимательского капитала оказывает динамика валютных курсов. Повышение курса валюты усиливает стимулы к иностранному инвестированию, увеличивает инвестиции в экономику других стран, что в основном вызывается меньшими издержками на приобретение иностранных ценных бумаг. Понижение курса валют, наоборот, делает более привлекательным национальное производство и снижает стимулы к иностранному инвестированию.
В целом изменения процентных ставок и движение валютных курсов оказывают большое влияние на принятие агентами мировой экономики решений в инвестиционной и торговой областях, на динамику цен и в конечном итоге — на перспективы экономического роста в странах и мировом хозяйстве. Конкретные хозяйственные формы, входящие в механизм регулирования мировой экономики, выступают в качестве сил, побуждающих хозяйствующие субъекты к определенным действиям через экономические интересы. Давление рынка с помощью спроса и предложения, цен, ссудного процента достигает сознания участников мирового воспроизводственного процесса и способствует определенной организации экономической жизни.

При этом изменения в конкретных хозяйственных формах выступают как реакция на сбои в функционировании отдельных подсистем и сфер мирового хозяйства.

7.2. Структура механизма мирового хозяйства

Каждое социально-экономическое явление имеет свою институциональную структуру, которую определяют образующие ее институты и подсистемы. В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международно-монополистическом уровнях. Это государства, интеграционные объединения, ТНК и ТНБ, международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.
Государство. Оно занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый общественный предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний.

Важную роль играет научно-техническая политика государства.
Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Данное направление встречает сопротивление своих и чужих ТНК. Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Лозунги свободной торговли и ее защиты используются часто не в интересах достижения общей выгоды в мире, а для укрепления своих позиций, увеличения собственного могущества.
Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это
• таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;
• нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.
Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.
Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.
Транснациональные корпорации. Хозяйственным субъектам свойственна полная или почти полная самостоятельность в решениях и действиях. Цель каждого из них — максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности, что ведет к борьбе с другими хозяйственными субъектами за лучшие условия и рост производства.

По отношению друг к другу хозяйственные объединения выступают конкурентами. Хозяйственные отношения между ними, а также (любые отношения, которые они поддерживают в рамках хозяйственной деятельности, за некоторыми исключениями являются конкурентными отношениями.
В то же время на уровне ТНК (микроуровне) проводится планомерная организация производства, широко развита сеть внутрифирменного планирования. Элементы слепой конкуренции, при которой предприниматели сначала производят, а затем ищут потребителя производственной продукции, сохранились только в сравнительно ограниченных сферах хозяйства, где действуют мелкие и средние предприятия. Планировать производство товаров и услуг можно лишь с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность компаний. В число основных факторов входят:
• общие тенденции мирового экономического развития;
• развитие отдельных отраслевых и региональных рынков;
• социально-культурные условия на отдельных рынках или в отдельных группах стран;
• политико-правовые условия;
• природная среда.
Подобный учет осуществляется с помощью методов международного маркетинга. Маркетинг представляет собой современную форму регулирования рынка и производства на уровне фирмы, хозяйственного объединения. Он включает достоверную информацию о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях покупателей, т.е. информацию о внешних условиях функционирования компании.

Маркетинг направлен на создание такого товара, который соответствует требованиям рынка лучше, чем товар конкурента; необходимое воздействие на потребителя, на спрос, которое обеспечивает максимально возможный контроль за сферой реализации.
Цель состоит в обеспечении определенной прибыльности в заданных границах времени. Отсюда ориентация маркетинговой деятельности на долгосрочное прогнозирование.
В современных условиях крупнейшие ТНК планируют свою деятельность не в региональном, а в мировом масштабе. Основанный на таком подходе глобальный маркетинг ведет к возрастающему международному переплетению экономических, социальных и политических структур.
Эти процессы значительно изменяют условия международной деятельности компаний, деформируют рынок.
Руководствуясь все больше глобальными интересами расширения производства, укрепления позиций на мировом рынке и увеличения массы прибыли, ТНК в зависимости от изменения хозяйственной обстановки, социально-политического климата в тех или иных странах или регионах постоянно маневрируют производственными и финансовыми средствами в масштабах всего мирового хозяйства, перебрасывают огромные массы капитала из одной страны в другую.



Содержание  Назад  Вперед