Предложение на внутренних рынках товаров


Предложение на внутренних рынках товаров массового спроса во многих западных странах характеризуется высокой степенью монополизации. Например, в Италии Монтэдиссон контролировал около 40% национального производства химических продуктов, ФИАТ — 80% выпуска автомобилей и т.д. Современная крупная компания покоится на основе собственности акционерного общества. Последняя создает условия для сосредоточения собственности и контроля над основной массой богатства в руках узкого слоя собственников. В последние годы произошли изменения в структуре акционеров крупнейших компаний.

Если до середины 80-х годов в 1000 крупнейших американских корпораций около 57% акций принадлежало институциональным инвесторам (пенсионные, взаимные фонды, инвестиционные компании), то в середине 90-х годов их доля понизилась до 42% и возросла доля индивидуальных инвесторов (1994 г. — 57%). Акционерный капитал индивидуальных держателей высоко концентрирован. Так, в США 50% акционерного капитала принадлежит 2% семей, в 1000 крупнейших корпораций на долю работников приходится 4% акций.
Ведущие компании западных стран являются ТНК. Важнейшие решения и общая стратегия инвестирования в значительной мере вышли из-под влияния внутренних рынков. Обладая огромной экономической мощью, исследовательским аппаратом, крупнейшие ТНК вполне могут контролировать некоторые рынки в малых индустриальных и развивающихся странах.
Малые и средние компании. Возникновение многоотраслевых концернов и становление массового производства создали необходимость в автономном существовании мелкого и среднего производства как элемента общественного разделения труда. По числу занятых к малым и средним компаниям относятся объединения с числом занятых до 250 и 500 человек в обрабатывающей промышленности (в ЕС с 1996 г. рекомендовано до 249 человек), а в оптовой торговле — до 100, розничной торговле и других отраслях сферы услуг — до 50 занятых.
Мелкие и средние компании относятся к мелкотоварному и товарному производству. Основной социально-экономической чертой этого сектора является его неустойчивость, структурный характер которой предопределяет возможность длительной стабилизации отдельных сфер приложения мелких и средних капиталов. Степень учреждения фирм (отношение новых к существующим компаниям) колеблется от 8 до 12%. Три четверти новых фирм являются мини-предприятиями, их возникновение обычно связано с неудовлетворенным спросом на товары и рабочую силу в ряде отраслей.

Столь же высок уровень банкротства малых предприятий, особенно в первый — третий годы после регистрации.
Важное явление в развитии мелкотоварного и товарного сектора — его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализации. Реальность этого подчинения выступает в виде контроля основных параметров экономической деятельности мелких и средних предприятий по линии поставок и сбыта продукции. Часть малых и средних компаний непосредственно контролируется крупным капиталом, являясь дочерними и ассоциированными фирмами.

Например, во Франции 4% малых и 20% средних предприятий принадлежит к категории дочерних.
В большинстве стран более 90% общего числа фирм являются малыми и средними, на их долю приходится более половины всех занятых, продаж и производства. Роль этих компаний обычно выше в национальных хозяйствах со средними и малыми внутренними рынками. В США в середине 70-х годов их доля в ВВП не превышала 39% по сравнению с 43—44% в начале 60-х годов.
Мелкие и средние компании традиционно доминировали в обрабатывающей промышленности Италии и Японии. В других ведущих странах крупные и крупнейшие компании дают большую часть продукции обрабатывающей промышленности, но отдельные малые и средние фирмы выступают крупнейшими производителями некоторых видов продукции, чаще всего специфической.
В под отраслевом разрезе промышленного производства наиболее крупная доля малых и средних предприятий приходится на машиностроение (без транспортного), швейную и деревообрабатывающую промышленность. Наибольшая роль этих фирм — в сфере производственного и бытового обслуживания, оптовой и розничной торговли.

Возраставшие масштабы деятельности малого и среднего предпринимательства отражали процесс приспособления экономики к новым условиям воспроизводства в период изменений в структуре предложения и спроса. Наличие на рынках малых и средних предприятий повышает жизнестойкость экономики, придает ей необходимую степень гибкости. В частности, в периоды спадов и структурных перестроек небольшие фирмы первыми проникают на новые рынки.

Проникновение на них, как правило, сопряжено с большим риском, и крупные компании идут на это неохотно из-за боязни ослабить свои позиции в конкурентной борьбе. Мелкие фирмы более мобильны, и риск является неотъемлемым элементом их существования. Именно быстрая приспособляемость мелких фирм к меняющемуся спросу обеспечивает их жизнеспособность.

Во время прошедших экономических кризисов они увеличивали занятость, в то время как крупные ее сокращали.
В инновационной сфере роль малых и средних компаний не проявляется так четко, как в занятости и производстве, в частности, из-за трудностей учета. Традиционным мерилом уровня нововведений выступают объем НИОКР на занятого, отношение патентов, новых продуктов, производственных процессов на одного занятого. На малых предприятиях основная часть нововведений обычно осуществляется владельцами или управляющими, а в крупных компаниях — исследовательским персоналом. В 1982 г. в США крупные компании лишь ненамного превзошли малые и средние фирмы по числу зарегистрированных нововведений, а количество нововведений на миллион занятых в малых и средних компаниях было 36,2, а в крупных — 31.

Малые и средние компаниях имеют более высокую долю нововведений по сравнению с долей в НИОКР.
В целом ряде стран значительная часть малых и средних компаний (40—50%) обслуживает только внутренний рынок. Их роль в экспорте невелика: во Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии доля малых и средних фирм чуть превышает 1/3, а в Японии роль этих фирм в экспорте снизилась с 16% в 1980 г. до 13,3% в 1990 г.
Возрастание доли мелких и средних компаний связано с изменением характерной для 50—60-х годов тенденции к росту экономии на масштабах производства в связи с дроблением спроса, его большей индивидуализацией и соответственно специализацией производства. В ряде отраслей обрабатывающей промышленности в соответствии со сдвигами в продуктовой сфере, прогрессом науки и техники произошли изменения в технологической и организационной структуре производства. Снижение оптимальных размеров концентрации усилило позиции малых и средних предприятий.

Если до 70-х годов средняя численность занятых на новых заводах крупнейших корпораций составляла 644 человека, то в 80-е годы — 210 человек. В ряде стран этот процесс привел к снижению среднестатистических размеров предприятий: в Британии — с 85 до 57 человек, в США — с 53 до 50, в Японии — с 17 в конце 60-х до 15 в начале 80-х годов.
Взаимодействие компаний. Наличие различных по размеру компаний определяет организационную структуру национального хозяйства, которая является трехъярусной. На верхнем ярусе находятся крупные компании и их союзы, на среднем — более мелкие корпорации, работающие в основном на внутренний рынок, и далее — мелкие компании и отдельные производители. Между ними развивается взаимодействие, в основе которого находится стремление уменьшить риск и разделить расходы на разработки в связи с сокращением цикла жизни товаров.

Это позволяет быстрее реагировать на изменения в спросе.
Другая группа причин взаимодействия фирм связана с развитием субконтрактных систем и поставок товаров точно в срок, это позволяет снижать издержки на складировании, осуществлять контроль за качеством продукции на отдельнcх стадиях производства. Развитие взаимодействия компаний привело к созданию устойчивой структуры отношений, построенной по сетевому признаку. В сетевую модель входят открытые, подвижные системы с преобладанием взаимовыгодных партнерских связей между независимыми фирмами во всему спектру их деятельности — от исследований до сбыта продукции.

Широкие корпоративные связи помогают выживанию крупных фирм.
Поведение компаний в конкурентной борьбе не ограничивается внутренними рынками. Крупные и крупнейшие объединения вступают во взаимодействие с хозяйствующими субъектами других стран с целью сохранения и расширения своих позиций как на национальном, так и на международных рынках. Подобные взаимоотношения различны по времени, организационных форм взаимодействия.

Это картельные соглашения о ценах, о разделе рынка, а также стратегические соглашения или союзы.
В конце XX в. в международных взаимодействиях широкую известность приобрели стратегические союзы отдельных компаний ведущих стран, как правило, в высоко технологичных отраслях. Стратегические союзы создаются для достижения конкретных целей, формально выходящих за рамки ценовой и сбытовой политики. Сокращение затрат, уменьшение риска при реализации крупных производственных проектов, разработке и внедрении новых видов продукции, использовании сбытовой сети, торговых марок союзников для проникновения на новые рынки.



Содержание  Назад  Вперед