Политика Евросоюза в отношении Японии



Страны
1981—1990
1991—2000
ЕС
4,3
0,9
США
2,1

Япония
1,0
1,4
Страны ОЭСР
3,6
0,7


И с т о ч н и к: World Economic Outlook, October 1999. IMF. p. 182.

Наиболее конкурентоспособное в Западной Европе — экспортное производство ФРГ (примерно 25% экспорта Союза). Второе место во внешней торговле принадлежит Франции. Она занимает ведущие позиции по размерам сельскохозяйственного экспорта, уступая на мировом рынке только США.

Доля малых стран в общем экспорте значительно превышает их удельный вес в производстве.
Значительна роль Евросоюза в мировой импортной торговле. Он выступает крупнейшим импортером машин и оборудования, крупным импортером ряда сельскохозяйственных товаров, в частности кукурузы, соя-бобов, основным поставщиком которых являются США. Важное место в импорте занимают минеральное сырье и неметаллические полуфабрикаты. Несмотря на увеличение производства отдельных видов минерального сырья (природный газ, нефть, бокситы), Евросоюз за счет собственных ресурсов может удовлетворить потребности лишь по немногим из их основных видов.

Он ввозит свыше 2/5 энергетического и около 3/4 других видов сырья. В общем потреблении отдельных видов минерального сырья доля импорта составляет: по алюминию — 75%, вольфраму — 77, цинку — 58, кобальту — 95, меди — 82, никелю — 10%.
В целом обеспеченность сырьем Евросоюза из собственных месторождений снижается, одновременно возрастает зависимость от привозного минерального сырья. Немаловажную роль в этом процессе играет политика западно-европейских ТНК, которые предпочитают разрабатывать более богатые месторождения в других регионах для повышения эффективности производства.
Отмеченные процессы оказывают влияние на географическое направление внешнеторговых связей. Около 2/5 торгового оборота ЕС приходится на развитые страны.
Основным торговым партнером Евросоюза являются США — свыше 20% всего вывоза. В последнее десятилетие торговые связи с США усилились (1958 г. — 13% экспорта), увеличивается доля Японии, но ее значение пока еще невелико.
Между странами время от времени проявляются острые противоречия. В частности, между ЕС и США — по поводу субсидирования ЕС сельскохозяйственной продукции, ограничений США на импорт ряда продуктов из ЕС. Предпринимаемые с двух сторон меры не позволяют противоречиям выйти из-под контроля.
Между ЕС и США сложилась довольно развитая система отношений, включающая консультации 2 раза в год между президентом США, председателем Совета ЕС и председателем Европейской Комиссии, между госсекретарем США и министрами иностранных дел. Проводятся консультации и на других уровнях.
Политика Евросоюза в отношении Японии направлена на достижение большей открытости японского рынка. Европейский Союз реагирует на изменения японского экспорта в чувствительных отраслях.
Отношения с развивающимися странами. ЕС, объединяющий в своем составе бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделял особое внимание отношениям с развивающимися странами. Этой цели служил курс на установление системы особых отношений с освободившимися странами.

В феврале 1975 г. в Ломе (столице Того) была заключена конвенция между ЕС и государствами Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (страны АКТ), согласно которой отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на большинство товаров из развивающихся стран.
ЕС на каждый пятилетний срок выделяет странам АКТ финансовую и техническую помощь. Была предпринята попытка найти форму стабилизации некоторых товарных рынков: учреждена система по гарантированию доходов развивающихся стран от экспорта основных сырьевых товаров (система Стабекс); система защиты и поощрения горно-добывающей промышленности (Сисмин), которая представляла собой своеобразную систему страхования. Решения уругвайского раунда переговоров в 1999 г привели к пересмотру ранее сложившейся системы сотрудничества со странами АКТ.
Следующее место по степени развития отношений занимают страны. Средиземноморья. В 70-е годы на основе единого подхода были заключены соглашения широкого характера с Израилем, Марокко, Тунисом, Алжиром, Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном.

Эти соглашения включали положения о зоне свободной торговли, о преференциальном режиме торговли для сельскохозяйственной продукции, о промышленном и техническом сотрудничестве и финансовой помощи. В последующие годы произошло расширение регионального сотрудничества, распространившееся на Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию.
Страны ЕС выделяют на помощь развивающимся странам 0,33—0,4% их совокупного ВВП. Это значительно выше аналогичного показателя для США (0,2— 0,1%) и Японии (0,28— 0,31%). ЕС и его члены играют самостоятельную и взаимодополняющие роли в финансировании помощи. Каждая страна предоставляет ее на двусторонней основе, а ЕС — на многосторонней.

Помощь непосредственно от ЕС составляет 13% всего объема, предоставляемого странами-членами. Она направляется по трем каналам: через бюджет ЕС (45%), через Европейский фонд инвестиций (35—40%) и в виде кредитов.
Западно-европейские компании стремятся полнее использовать расширяющуюся емкость рынков в развивающихся странах для форсирования экспорта товаров. Удельный вес развивающихся стран в экспорте ЕС составляет около половины. Возросла доля стран Азии, Латинской Америки, тогда как доля развивающихся стран Африки снизилась.

Самым важным изменением в структуре вывоза из Западной Европы в указанные страны явилось увеличение поставок машин и оборудования. Особое место в структуре экспорта ведущих стран занимают поставки оружия.
Импорт из развивающихся стран покрывает не более 4—5% товарного потребления в ЕС. Самую высокую долю в потреблении составляет импорт одежды — 18% и импорт минерального сырья — примерно 30%.
Экономические связи со странами Центральной и Восточной Европы. Западно-европейские страны поддерживают разносторонние экономические связи со странами Центральной и Восточной Европы. Доля последних в экспорте ЕС составляет 13,5% (1990 г. — 6,2%). Крупнейшим экспортным рынком является Польша, импортным — РФ.

Стратегия ЕС в отношении стран Центральной и Восточной Европы направлена на их включение в международную экономическую систему западных стран, содействие в проведении рыночных капиталистических преобразований. Европейская комиссия руководит осуществлением программы ФАРЕ для стран Центральной Европы и аналогичной программы ТАСИС, рассчитанной для СНГ. Евросоюз также координирует оказание финансового и технического содействия странам Центральной и Восточной Европы со стороны государств ОЭСР.
Центрально-европейские страны заключили соглашения с ЕС об ассоциации, достигнуты договоренности об их вступлении в Европейский Союз.
На Российскую Федерацию приходится 3—4% внешнего импорта и 3—3,5% внешнего экспорта ЕС. Торговый оборот сводится с отрицательным сальдо. Основная доля дефицита приходится на нефть и нефтепродукты, цветные металлы и сталь.

Большая часть активного сальдо падает на различные виды оборудования, транспортные средства, мясо и напитки.
В ЕС существует благоприятный торговый режим для российских товаров: средний уровень таможенного обложения составляет 1,5%, а до 80% товаров вообще не облагается пошлинами. Количественные ограничения действуют только в отношении ряда видов продукции из стали.
Основные торговые партнеры Российской Федерации в ЕС — Германия, Италия и Франция. ЕС крупный экспортер капитала в РФ на его долю приходится около 50% иностранных инвестиций, включая 2—2,5 млрд долл. прямых капиталовложений. Это 0,2% общего объема прямых капиталовложений ЕС в третьих странах.
Внешнеторговый баланс. В 90-е годы произошел перелом в расчетах по внешнеэкономическим связям ЕС. Они стали сводится с положительным сальдо, которое во второй половине десятилетия достигло 1,5% ВВП.

Оно обеспечивалось за счет торговли товарами и услугами, при этом дисбаланс отмечался в расчетах по торговле с США и Японией. Расчеты по капиталовложениям были отрицательными.
Позиции ЕС в международном разделении труда ослабляет состояние обмена наукоемкой продукцией, который сводится с отрицательным сальдо за счет электронного оборудования и бытовой электроники. ЕС имеет пассивное сальдо в торговле патентами и лицензиями. Обнаруживается зависимость союза от США в области научно-технического обмена. Западноевропейские компании закупают в США свыше половины зарубежных научно-технических новинок.

Этому способствует наличие в рассматриваемом объединении многочисленных дочерних компаний и филиалов американских ТНК. Отсутствие единой лицензионной политики западно-европейских стран приводит к расширению связей местных компаний с американскими и японскими, а не с европейскими компаниями. Они рассматривают первых в качестве потенциальных поставщиков прогрессивных технологий.






Вопросы к теме

1. Как и в силу каких факторов изменилась доля стран ЕС в совокупном
валовом продукте мира?
2. Дайте характеристику групп стран, входящих в ЕС.
3. Чем объясняется отставание ЕС от США и Японии по уровню научно-
технического развития?
4. Назовите особенности социально-экономической структуры стран ЕС.
5. Каковы характерные черты механизма хозяйственной интеграции стран
ЕС?
6. Определите место ЕС в мирохозяйственных связях.
7. Каков механизм внешнеэкономических связей со странами АКТ?
8. Определите характер экономических отношений ЕС со странами
Центральной и Восточной Европы.

































Содержание  Назад  Вперед