Россия более урбанизирована, чем Китай.


Успехи экономических реформ в этой стране неоспоримы, но их стратегия для стран ЦВЕ и России оказалась неприемлемой по ряду причин. Во-первых, экономические реформы в Китае базировались на переводе крестьян из коммун в мелкие фермеры (аграрная реформа) и создании новых промышленных предприятий в сельских регионах (промышленная реформа). Иными словами, все было привязано к сельскому хозяйству, к трудовому навыку терпеливого и "неиспорченного" китайского крестьянина-труженика. Это действительно традиционно огромный источник энергии для прогресса в Китае. В СССР этот источник не был по-настоящему использован в связи с быстрой ликвидацией нэпа и его заменой вторым изданием "военного коммунизма" при Сталине. В России сельское хозяйство не только имеет менее значительный удельный вес в экономике, но и, главное, полностью деморализовано долгими годами тоталитаризма.

Здесь почти нет молодежи, потеряны навыки интенсивного и качественного труда. Аграрный сектор России больше полагается на государственные субсидии, слабо ориентирован на рынок, скорее на госзакупки, активно сопротивляется каким-либо изменениям вообще. Кроме того, в России не получили распространения семейные контракты (подряды), на чем основана аграрная реформа в Китае.

Сельское хозяйство в России давно уже убыточная отрасль, и вряд ли она сможет служить хребтом экономических реформ. К тому же не надо забывать, что на коммунистический эксперимент в стране " ушло" на 30 лет больше, чем в Китае.

Во-вторых, Россия более урбанизирована, чем Китай. Промышленность, к тому же крупная, сосредоточена в городах, но ее мощности используются лишь наполовину. Поэтому строить новые предприятия, да еще в сельской местности, нет резона. НужUо ждать прогресса в перестройке уже существующих промышленных предприятий в процессе приватизации.

В Китае приватизация вообще не проводилась, что грозит в недалеком будущем серьезными проблемами для него.
В-третьих, Китай имеет значительное преимущество перед Россией в притоке иностранного капитала. Но в основе этого процесса лежит этнический фактор, т. е. это капитал богатых китайцев из-за границы. Почти 75% иностранных инвестиций в Китай поступало из Тайваня, Гонконга, Макао, Сингапура, где преобладает китайское население, а также из Индонезии, Малайзии, Филиппин и Таиланда, где китайский капитал занимает господствующие позиции в экономике. На долю китайцев, живущих за границей, или хуацяо, приходится менее 10% населения стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), но 86% их миллиардеров.

Они контролируют большую часть капитала ЮВА, их экономические позиции значительны и в других странах.
Хуацяо сыграли огромную роль в экономическом развитии КНР (диаспора насчитывает 50—60 млн человек), масштабы их капитала, вложенного в страну, не могут не поражать. Но Россия не имеет подобных внешних источников финансирования. Что-то не слышно о богатых русских за рубежом, нет и экономически монолитной и богатой российской диаспоры.

Следовательно, для России необходим другой путь — создание благоприятных условий для иностранных инвесторов независимо от их национальности.
Особенностью структуры китайской рабочей силы является значительный удельный вес малограмотных и неквалифицированных работников. Большое развитие получили трудоемкие и конвейерные производства, не требующие длительной профессиональной подготовки и высокой квалификации персонала. Квалификация и стоимость рабочей силы в России намного выше, чем в Китае.

Поэтому Россия не может интересовать иностранных инвесторов в качестве возможного производителя дешевых товаров массового спроса, чем отличается КНР. Россия представляет интерес для иностранных инвесторов прежде

всего как страна, располагающая огромными природными ресурсами, и как потенциальный поставщик высокотехнологичной продукции, созданной на базе мощного научно-технического потенциала.
В-четвертых, нельзя не учитывать коренные различия в политической ситуации и в политическом режиме обеих стран. Китайские реформы проводятся в рамках "рыночного социализма", под жестким контролем правящей коммунистической партии. Плановики и чиновники управляют отраслями и предприятиями.



Сопротивления и оппозиции там нет. В России такое уже невозможно. Экономические реформы здесь находятся под прессом с разных сторон, включая непримиримую оппозицию. Более того, даже в руководящей элите часто нет консенсуса по поводу стратегии и тактики этих реформ, хотя реальные реформы в России больше всего нуждаются в консенсусе и решительном их проведении.

К тому же, в отличие от Китая, реформы в России имеют весьма разнообразный территориальный спектр, когда автономные местные власти, игнорируя указания Центра, проводят их по-своему (и часто отнюдь не в рыночном ключе). Поэтому российский Центр побаивается создавать свободные экономические зоны, которые могут стать дополнительным фактором дезинтеграции России.
Короче говоря, дисциплины и порядка в Китае больше, чем у нас, а если точнее, то в Китае экономические реформы сконцентрированы на более узком круге вопросов и не сопровождаются реформами политическими. В России и те и другие реформы совершались и совершаются одновременно. Это сложнее.

Но никто не скажет, что однопартийный порядок лучше, чем многопартийный беспорядок. История рассудит. В целом же следует признать, что для российского населения экономические реформы китайского типа были бы очень долгими и не дали бы желаемых результатов. Нельзя забывать и о том, что в Китае официально никто не говорит о переходе к реальному рынку.

Речь идет о повышении эффективности социалистической экономики в рамках известной планово-распределительной модели и административно-командной экономики. В результате Китай неизбежно столкнется с проблемами институциональной трансформации, которые хорошо или плохо, но уже решаются в России.

При наличии огромных трудовых ресурсов в Китае ощущается недостаток природных ресурсов и слабость собственного научно-технического потенциала. Россия же богаче Китая природными ресурсами и научно-техническим потенциалом. Все это при разумном использовании должно принести России в будущем реальный эффект.

Поэтому можно сделать вывод, что наибольший интерес для экономических реформ в России имеет опыт не Китая, а Польши и Чехии.
В настоящее время в результате создания новых частных предприятий доля государственного сектора в промышленности Китая составляет менее 50%. Однако около половины госпредприятий убыточны, третья часть — банкроты. Они удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков.

Частные же предприятия, как правило, рентабельны и дают 35% доходной части бюджета страны.
Реформы в Китае начались в 1978 г. и на протяжении 26 лет проходили в условиях юридического непризнания частной собственности. Лишь весной 2004 г. Всекитайское собрание народных представителей (парламент) приняло решение о ее легализации и гарантировании. Только теперь частная собственность в Китае уравнена в правах с государственной.

Но китайский капитализм — это пока "социалистический капитализм", или, говоря по-старому, "рыночный социализм".
Остро стоят проблемы социального обеспечения в Китае. Хронически отстают в развитии такие отрасли, как энергетика и транспорт. Существует масса региональных проблем. Возросла зависимость китайской экономики от внешней торговли, имеющей большое активное сальдо. Но по-прежнему ведущая роль в экономике и обществе принадлежит государственной собственности.

Она основа всего и вся, и доминирующая роль государства всегда подчеркивается руководством КНР.

Выводы

  1. Сразу же после окончания Второй мировой войны Советский Союз получил под свою опеку с согласия Запада регион ЦВЕ, где и установил коммунистическое правление, оставив свои войска на его территории.
  2. Экономический рост стран ЦВЕ прошел четыре этапа, в ходе которых проводились сверхиндустриализация и коллективизация

сельского хозяйства. Замедлились темпы роста, углублялись противоречия, имманентные командно-административной нерыночной системе хозяйства. Обнаружилась невозможность перехода на интенсивный тип развития экономики, способствующий повышению ее эффективности и конкурентоспособности.

Все это породило и внутриполитические проблемы.

  1. Раньше всех внедрение рыночных механизмов в плановую систему началось в Югославии и Венгрии. Последняя встала на путь постепенных реформ и добилась хороших результатов.
  2. В отличие от Венгрии Польша встала на путь радикальных реформ и также добилась значительного успеха. Примененный в этой стране метод "шоковой терапии" вытекал из реальной экономической и политической ситуации в стране.
  3. Весьма поучителен опыт экономических реформ в Чехии, где была удачно проведена приватизация государственной собственности.
  4. Опыт реформ в Китае носит специфический восточный характер и практически не затрагивает ранее сложившуюся политическую систему и государственный сектор в экономике страны.
  5. Начиная с 1990 г. экономика стран ЦВЕ вошла в период трансформационного кризиса, но с 1993—1994 гг. начался подъем, который продолжается до сих пор. Опыт экономического развития и реформ, накопленный странами ЦВЕ, весьма полезен для России.

Термины и понятия
Банковская реформа Братские страны Дефицитная плановая экономика Дисбалансы и напряженность Дифференциация доходов Европейская экономическая комиссия ООН
Институциональная трансформация
Клиринг
Конвейерное производство Мировая социалистическая система
Многосторонний клиринг Налоговая реформа Неконкурентоспособность Новый экономический механизм
(НЭМ)
Обязательные поставки

Производство ради производства Радикальные экономические реформы
Рыночное мышление Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) "Солидарность" Социалистическая интеграция Социалистические ценности Страны ЦВЕ Структурные перекосы Технологический уклад Тихая приватизация Трансферт Урбанизация Хуацяо
Эволюционистские экономические реформы Экономика дефицита

Вопросы и задания для самопроверки

  1. В каком положении находились страны ЦВЕ накануне Второй мировой войны?
  2. Дайте характеристику основных этапов экономического развития стран ЦВЕ в послевоенный период.
  3. Объясните причины известных событий в Венгрии в 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г.
  4. В чем состояли экономические реформы в Польше?
  5. Объясните суть экономических реформ в Венгрии.
  6. Расскажите об экономических реформах в Чехии и Словакии.
  7. Сравните опыт экономических реформ в Китае и России.
  8. Каково современное состояние экономики стран ЦВЕ?


Литература
Гелб А., Грей Ч. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы. М., 1995.
Европа и Россия: опыт экономических преобразований. М., 1996. Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма.

М., 1996. Ослунд А. Строительство капитализма. М., 2003.
Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы М., 1994.




Содержание раздела