Российские экономисты-фундаменталисты


Касьянова. Но новое правительство встречает сопротивление со стороны своих коллег. Речь не идет о левой политической оппозиции, взгляды и стародавние " ценности"которой вполне понятны. Речь идет


Коммерсантъ. 2000. 7 марта.

о российских экономистах-фундаменталистах, которые с порога отвергают необходимость экономических реформ.
В февральском номере журнала "Экономист" за 2004 г. С. Губанов писал, что нам нужен не рынок, а возврат к централизованному планированию, не приватизация, а новая национализация и восстановление "вертикально интегрированных производственных отношений". И далее: Если назвать вещи своими именами, надо признать: "рыночной" перспективы у российской экономики нет и не будет1. Как видно, в стране имеет место серьезное сопротивление курсу на модернизацию российской экономики.
Правда, пока нет ни программы, ни стратегии предстоящего этапа проведения реформ. Более того, в обществе все чаще выражаются опасения по поводу чрезмерности авторитаризма, угрозы демократическим завоеваниям. Госдума и новое правительство стали определенно пропрезидентскими, кон-
структивная оппозиция в виде правых сил заметно ослабла, на СМИ осуществляется давление. Как и в советские времена, масса людей бездумно и эмоционально поддерживает "сильную руку", имперские амбиции и т. д.
По сообщениям печати, верхние эшелоны власти наполняются не интеллигентами-профессионалами, а силовиками. Согласно социологическим опросам, доля людей в погонах в этих эшелонах с 5% (в СССР) выросла до более чем 50% в наши дни. В институте полпредов (каждый из них имеет аппарат численностью свыше 1500 человек) доля выходцев из военных кругов и спецслужб доходит до 70%2.
Трудно согласиться с таким положением. Чрезмерный и длительный авторитаризм, выходящий за рамки "просвещенного абсолютизма", даже как временная и очистительная мера, опасен для общества. Обществу нужны прочные демократические институты и правовое государство, опирающееся на эффективную рыночную экономику.
Было бы ошибкой не замечать, что страны нашего ближнего зарубежья, страны СНГ, порой по-прежнему видят в России своего старшего брата, который во всем обязан им помогать. При этом главные усилия направляют на развитие отношений


Экономист. 2004. № 2. С. 14.
См.: Известия. 2004. 15 марта.

с Западом и часто вопреки национальным интересам России. Торговля России с многими странами СНГ сокращается, не работает механизм экономической интеграции. Более того, ряд государств—членов СНГ раздирают почти непримиримые противоречия, которые они хотели бы разрешить с помощью или за счет России.

16.3. Прогноз места России в мировой экономике к 2015 г.
Цивилизованная рыночная экономика, базирующаяся на разнообразии форм собственности и предпринимательской
деятельности, на открытой и честной конкуренции и надежной правовой основе, — главное и непременное условие будущего процветания России. Рыночный механизм с конкуренцией — это механизм творчества миллионов, механизм самоорганизации и постоянного совершенствования. Одновременно это и реальный механизм научно-технического прогресса.
Неизбежно формирование в России широкого круга грамотных и профессионально подготовленных предпринимателей и менеджеров, способных к крупным инвестициям в экономику страны. По данным Института социологического анализа, 80% активных россиян уже сегодня рассчитывают на себя и свои силы, что вселяет оптимизм1. Необходимо, чтобы Россия стала привлекательной и для западных инвесторов, что будет способствовать активизации инновационной деятельности, обновлению основного капитала, модернизации производственного аппарата, вовлечению в производство огромных незагруженных мощностей на обновленной основе.

Важно при этом, чтобы государство всемерно содействовало инвестиционному и инновационному прогрессу не только прямыми государственными инвестициями и затратами на НИОКР, но и экономическими мерами регулирования, включая налоговые льготы, спецсубсидии, амортизационную и промышленную политику.
1 См.: Эксперт. 2000. № 1-2. С. 41.

Все сказанное дает основание для составления прогнозов российской экономики. У экономики свои законы, и политические игры и противостояния не могут их отменить. Конечно,

государство способно ускорить или замедлить экономический рост или падение производства, но рост или падение производства в рыночной экономике обычно определяются законами ее циклического развития. Тем не менее общество устало от нерешительности и неопределенности властей в области экономической политики, чему немало способствует замедление и застой в реформах, отсутствие промышленной и структурной политики.
В этой ситуации, на наш взгляд, возможны два варианта государственной экономической политики на перспективу до 2015 г.: а) частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры; б) более решительное и властное продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.
И тот и другой вариант исходит из необходимости отхода от сегодняшней остаточной рыхлости в экономической политике и предусматривает рост российской экономики. Ресурсы для этого в стране есть. Предпочтителен, на наш взгляд, второй вариант.
Сегодня в стране широко обсуждается вопрос об удвоении объема ВВП в течение ближайших 10 лет, т. е. о достижении среднегодовых темпов прироста этого макроэкономического показателя на уровне 7,2%. Возможно ли такое? Если вновь вернуться к жестким мобилизационным мерам по искусственному стимулированию экономического роста с помощью "административного ресурса", то возможно.

Но этот рост будет показной, без инноваций и неизбежно с затухающими темпами, как уже было. Куда важнее обеспечить ускорение экономического роста за счет расширения и углубления экономических реформ, совершенствование работы рыночных институтов, создать благоприятный деловой (в том числе инвестиционный и инновационный) климат, способствующий развитию частного предпринимательства, обстановки доверия к властным струк

турам и рыночным институтам. Это требует современной законодательной базы и введения экономического роста в рамки правового государства и гражданского общества, осуществления давно назревшей административной реформы в целях оздоровления всего общества, пресечения деятельности чиновников-бюрократов, вмешивающихся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах.
В перспективе до 2015 г. в России можно ожидать нормального и качественно улучшающегося роста ВВП, особенно промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015 г. составит предположительно не менее 5%, промышленного производства — 6%. Опережающие темпы роста промышленности характерны для стран, находящихся на индустриальной стадии развития, отстающие темпы (по сравнению с ростом ВВП) — для стран с постиндустриальной экономикой. Помимо роста капвложений со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициа-
тива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения.
В наши дни российский президент располагает уникальной возможностью использовать благоприятную экономическую
и политическую конъюнктуру, сложившуюся в 2000—2003 гг., в том числе и благодаря его усилиям. Он имеет высокий рейтинг, с ним в обществе связывают надежды на коренное обновление и улучшение жизни населения, на экономическое процветание и ускорение НТП. Уровень социальной и политической конфликтности сейчас в обществе низок, а уровень ожиданий, наоборот, высок.
Впервые после периода 90-х годов у руководителя государства отсутствует организованная и влиятельная оппозиция. "Эпоха Ельцина", отличавшаяся жестким противостоянием исполнительной и законодательной власти, а также системой сдер-жек и противовесов в средневековом исполнении, похоже, закончилось. Антипрезидентские силы деморализованы и рассеяны, хотя не исключено, что левая оппозиция сохраняет готовность перехода в наступление при совершении серьезных ошибок в политике президента. Главное сегодня — обеспечение качественного и стабильного экономического роста.

Прогнозируя темпы экономического роста стран и регионов Запада, чтобы ориентировочно определить место России в будущей мировой экономике, следует обратиться к соответствующим данным за долговременные периоды в прошлом и за недавние 90-е годы.
В США долгосрочные, или "исторические", среднегодовые показатели темпов роста ВВП составляют около 2,7%. Но за 90-е годы экономика США демонстрировала более высокие темпы — 4% в среднем за год и в 2001—2003 гг. — заметное снижение этих темпов. Можно предположить, что на перспективу до 2015 г. среднегодовой прирост ВВП США составит не менее 2,8%.

Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70% темпов роста ВВП, то для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2%.



Содержание  Назад  Вперед