Связи между компонентами и элементами


Опасность бюрократизации состоит в том, что в определенный момент может произойти подмена функции: вместо того чтобы служить обществу, бюрократия навязывает ему свои интересы и собственные цели выдает за цели общества. Наиболее устойчивыми интересами бюрократии являются стремление сохранить, если не увеличить, свою численность и влияние, а также склонность к максимизации собственных доходов. Именно подмена функции целью превращает бюрократию (как и любой институт в подобном случае) в паразитарную структуру. Поэтому и бороться нужно не с самой бюрократией, а с опасностью подмены функции.

Связи между компонентами и элементами национальной экономики. Компоненты и элементы экономики имеют друг с другом сложную систему прямых и обратных, непосредственных и опосредованных, функциональных и причинных связей. Существует четыре главных вида связей элементов и компонентов национальной экономики, названные Я. Корнаи формами координации (сноска 58):
1. Бюрократические связи имеют регламентированный, вертикальный характер, осуществляются между многими уровнями, основаны на принуждении, подчинении и санкциях за его нарушение, не всегда опосредуются деньгами.
2. Рыночные связи носят горизонтальный характер, осуществляются между юридически равноправными субъектами, одним из главных мотивов поведения которых является стремление к получению прибыли, основываются на соглашении между субъектами и обычно опосредуются при помощи денег.
3. Этический вид связи также имеет горизонтальный характер и осуществляется между равноправными субъектами, но основан либо на ожидании взаимной помощи, либо одностороннем альтруизме, может быть как опосредованным, так и не опосредованным деньгами. Этическая связь может быть долговечной, если закреплена традициями, обычаями, а лежащие в ее основе принципы возведены в ранг моральных норм.
4. Агрессивная связь носит вертикальный характер, осуществляясь при помощи силы принуждения, не регламентируемой ни законом, ни моралью, между теми, кто оказался сильнее, и теми, кто подчиняется этой силе как посредством, так и без посредства денег.
Связи между экономическими субъектами могут принимать разные формы или тяготеть к одной из них. Со временем формы связей могут переходить одна в другую (например, связь агрессивной формы может превратиться в бюрократическую, если первая получает юридический статус (сноска 59); или, как в России постсоветского периода, бюрократическая связь предприятий друг с другом через вышестоящие органы становится рыночной). Непреложно только то, что если отсутствует одна форма связи, то обязательно присутствует другая - "вакуума связей" (по Я. Корнаи - вакуума координации), не бывает. К этому утверждению стоило бы добавить "обычно", поскольку бывают периоды в развитии системы, когда связи нарушаются.

Это, к примеру, периоды глубоких циклических кризисов перепроизводства, которые сопровождаются массовыми банкротствами и, следовательно, утерей связей с обанкротившимися предприятиями. Другим примером может служить положение в республиках бывшего СССР после его распада, совпавшего к тому же с изменением хозяйственного механизма, когда огромное количество связей субъектов как внутри России, так и с экономическими субъектами ближнего зарубежья было порвано, что усугубило кризис в стране.
Обычно различные формы связи экономических субъектов дополняют друг друга, будучи характерными для разных сфер экономической жизни. Так, например, рыночная форма связи более всего характерна для производителей и потребителей; агрессивная имеет место в теневой экономике и тоталитарных государствах; этическая - в домашних хозяйствах и общинах; бюрократическая - в государственных структурах и тоталитарных экономических системах. Все формы связи одинаково необходимы, поскольку способны восполнить недостатки друг друга. Например, связи рыночного типа требуют больших трансакционных издержек, а бюрократическая форма связи, уменьшая их, дает проигрыш в мотивации (сноска 60).

Вертикальные связи (например, связи между государством, бизнесом и индивидом) обычно носят нерыночный характер (бюрократический, агрессивный или этический (сноска 61)), горизонтальные - рыночный или этический.
Наличие связи обеспечивается деятельностью экономических субъектов, а форма, направленность, сила, количество их являются выражением системы потребностей и интересов субъектов. Поскольку любая связь субъектов выражает их потребности и интересы, можно согласиться с мнением А.А. Барышева о том, что принцип полезности лежит в основе связи экономических субъектов в системе развитого разделения труда (сноска 62).
Очень важной в методологическом плане представляется точка зрения Ю.П. Андреева (сноска 63), который считает, что категория "связь" выражает не только статический аспект системы, входя наряду с составом в ее структуру, но и динамику, являясь всеобщей формой осуществления взаимодействий. Это дает основание рассматривать статическое состояние экономики как абстракцию.
Связи субъектов национальной экономики могут быть как институционализированными, так и неинституционализированными. Институционализация рыночной формы связи привела к формированию и развитию товарных и фондовых бирж, торговых домов, банков и т.д.; бюрократической формы - правительственного аппарата; этической - неприбыльных организаций; агрессивной - теневых структур, занимающихся сбытом товаров. Первоэлементом как институционализированных, так и неинституционализированных связей является трансакция (которая в институтах облегчена).
Наиболее универсальной формой связи экономических субъектов как носителей спроса и предложения и их центральным связующим звеном выступает рынок. Обычно термин "рынок" определяют через понятие "отношение". Так, Н.Д. Кондратьев понимал под рынком совокупность социально-экономических отношений по возмездному обмену ценностями между хозяйственными субъектами (сноска 64).

Как отношения обмена рассматривают рынок многие другие как современные авторы, так и исследователи прошлого (сноска 65). Подобное представление о рынке близко к истине, но все же вызывает определенные возражения, во-первых, из-за неопределенности значения термина "отношение" и, во-вторых, вследствие того, что отношения между субъектами возникают только в том случае, если между ними существует связь, и выражают субъективную оценку характера этой связи, т.е. всегда несут с собой субъективную, а нередко и эмоциональную окраску.
Другой распространенной точкой зрения на природу рынка является представление о нем как об институте, который сводит покупателей и производителей отдельных товаров и услуг (сноска 66), или институте, осуществляющем сравнение результатов и затрат (сноска 67), что верно отражает одну из функций рынка, но не выявляет его специфики, поскольку и то и другое может быть осуществлено и без посредства рынка, например с помощью государственной формы связи (другое дело, насколько это эффективно). По этой же причине некорректно определять рынок как механизм распределения ресурсов без уточнения его характера. Еще более неприемлемо воспринимать рынок как конкретный институт, при помощи которого осуществляется обмен (магазина, закусочной, ларька и т.п. (сноска 68)).

Несомненно, развитый рынок имеет институционализированный характер, тем не менее нельзя допускать смешения содержания (рынок как один из видов связи экономических субъектов) и формы, которую оно принимает (магазины и так далее).
По нашему мнению, рынок в широком смысле представляет собой один из видов связей между экономическими субъектами, основанный на купле - продаже товаров и услуг и опосредованный деньгами. Основное отношение, складывающееся в процессе осуществления рыночной формы связи, - обмен товарами или услугами, который всегда означает и обмен видами деятельности.
Понимание рынка как вида связи экономических субъектов ставит под вопрос корректность использования термина "рыночная экономика": национальная экономика включает в себя не только связи, одну из которых являет собой рынок, но и экономические субъекты всех уровней, ресурсы и т.д.; а помимо сферы обмена - еще и сферы производства, распределения и потребления. Такой подход начинает находить все больше понимания в научной среде (сноска 69).
Субъектами рынка могут выступать отдельные индивиды, домашние хозяйства, сфера бизнеса, государство в лице своих хозяйствующих органов, аналогичные субъекты других стран по мере включенности в национальную экономику данной страны. Объектами рынка могут выступать товары, услуги (включая услуги труда), ценные бумаги, деньги, информация, некоторые права из "пучка" прав собственности, в частности право распоряжения, использования, право на получение дохода.
Связи, завязывающиеся по поводу опосредованных деньгами актов купли и продажи конкретных товаров и услуг, являются рынком в узком смысле слова. В этом контексте можно говорить о множественности рынков, на которой настаивали М. Аллэ и П. Сраффа (сноска 70), но тем не менее каждый из специфических товарных и территориальных рынков вместе с другими составляет единый национальный рынок, а последний является национальной модификацией рынка как одной из всеобщих видов связи экономических субъектов.



Содержание  Назад  Вперед