Внутренняя природная среда страны.


В социальных науках уровень организации связывают также с преимущественным использованием ценностно-нормативных регуляторов: чем выше уровень организации социальной системы, тем реже она прибегает к санкциям (сноска 77). Наиболее приемлемым критерием (о формализованном показателе пока говорить не приходится) высоты организации сегодня остается критерий, предложенный зарубежными социологами, связывающими его со способностью социальной системы оперативно перестраивать порядок расположения элементов и связей (сноска 78) (т.е. организации, а не структуры, как они полагают) в ответ на изменения среды. Причем наиболее организованными являются "проактивные" системы, способные перестраиваться в ожидании перемен в среде. Если рассмотреть через призму таким образом понимаемой организованности формы связей в экономике, то окажется, что быстрее всего способна изменяться рыночная форма, медленнее всего - административная и этическая, что отчасти объясняет кризис, в котором оказалась экономика России в посттоталитарный период.

Именно неравновесность рынка способна обеспечить рост уровня организованности путем адаптации предложения к спросу через ценовые сигналы, в ПРС в последнее время она носит опережающий характер. Среди компонентов современной экономики ПРС наибольшими адаптационными способностями обладает мелкий и средний бизнес, что и составляет главную причину его выживаемости рядом с гигантами: последние перестраиваются труднее, мелкие и средние фирмы повышают уровень организованности системы в целом, т.е. играют дополняющую или компенсаторную функцию по отношению к крупным фирмам.
Организованность системы тесно связана с понятием порядка (негэнтропии), о котором уже говорилось выше. К сожалению, понимание порядка в социальных науках вообще и в экономической теории в частности резко отличается от принятого в системно-самоорганизационных теориях. Порядок либо отождествляется с организацией системы (сноска 79), либо с ее связями, причем последнее понимание фактически является общепринятым в экономической теории и вошло во многие учебники. Так, например, в "Курсе экономической теории" хозяйственный порядок определен как "...упорядоченная (! - Е.Е.) система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг" (сноска 80) и отождествлен с хозяйственной системой, помимо связей, как известно, имеющей и состав; причем связям, составляющим порядок, приписывается почти исключительно информационный характер (сноска 81). Подобные представления берут начало в трудах В. Ойкена и Ф. Хайека.

В. Ойкен определял экономический порядок как совокупность форм связи предприятий и домашних хозяйств, в которых протекает конкретный экономический процесс (сноска 82). Ф. Хайек высказал ту же идею, говоря о рынке (т.е. форме связи) как о спонтанном порядке, так же понимает порядок (вернее, упорядочивание - координацию) и Я. Корнаи (сноска 83). Подобная трактовка ныне широко распространена и проникла даже в системные исследования (сноска 84).
По нашему мнению, необходимо вернуться к пониманию порядка в философии и физических науках, в которых он рассматривается как антитеза хаоса. С этой точки зрения порядок зависит не только от связей между экономическими субъектами, но в большой мере и от самих экономических субъектов, с возникновением и развитием которых происходит уменьшение энтропии, и связан с воздействием среды экономики, которая поглощает немалое "количество" энтропии вместе с выходами экономики (товары, услуги, информация, отходы производства и т.д.). Таким образом, порядок является продуктом развития всего общества - как его организаций, так и связей между ними, а также его среды.
Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая, согласно выводам концепций самоорганизации, играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:
1. Внешняя экономическая среда - национальные экономики других стран.
2. Внешняя общественная среда - государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.
3. Внешняя природная среда - состояние природной среды других стран.
4. Государство данной страны в той мере, в какой оно является не собственником или предпринимателем, а прибегает к административному регулированию, законодательному оформлению экономической жизни, воплощает принципы социальной справедливости и т.д., т.е. выступает как сила, действующая над экономическими субъектами, а не является одним из них.
5. Внутренняя социальная среда.
6. Внутренняя природная среда страны.
В процессе функционирования и развития экономики, который осуществляется посредством деятельности, происходит
интернализация и изменение ее среды (сноска 85), выходы системы превращаются в ее среду. Интернализация происходит путем присвоения системой ресурсов на входах, а экстернализация - путем присвоения средой конечных продуктов системы на ее выходах. Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер (см. табл.



2).
Среда национальной экономики жестко задана (сноска 86), что подчеркивает большую зависимость поведения ее от среды. Последняя выполняет по отношению к экономике немаловажные функции. Во-первых, все типы среды могут генерировать энтропийные флуктуации. Например, внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители - в виде неполученной прибыли, работники - зарплаты.

Внешнее враждебное окружение может побудить резко увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Бедность природными ресурсами может стать серьезной проблемой, а природные катастрофы - вызвать отток ресурсов на преодоление их последствий. Государственная политика, если она проводится не в резонансе с национальной экономикой, может негативно повлиять на национальную экономику.

Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса может сделать проблематичным экономическое развитие.
Таблица 2. Связи национальной экономики со средой

Носитель связи входы национальной экономики выходы национальной экономики тип среды
товар, капитал, рабочая сила, информация импорт экспорт внешняя экономическая среда
человек потребности, интересы, ценности, социальные нормы, качество и уровень жизни внешняя и внутренняя общественная среда
вещество, энергия природные ресурсы и условия отходы производства, загрязнение окружающей среды, изменение ее состава внешняя и внутренняя природная среда
товары, человек, информация социальные, нормы, законодательство, регулирующие сигналы, дотации, кредиты, пенсии, стипендии, пособия налги, товары, услуги, кадры государство


Во-вторых, среда может стать фактором порядка, поскольку из системы в среду производится отток энтропии и поскольку усиление флуктуаций (даже энтропийных) приводит систему к порогу самоорганизации. В последнем качестве среду общества подробно исследовал известный историк А. Тойнби, который считал, что вызов среды побуждает к росту, так как ответом на вызов общество разрешает вставшую перед ним проблему. Флуктуации, порождаемые внешней средой общества, А. Тойнби называл стимулами развития и разделил их на несколько типов (сноска 87):
- стимул суровых стран (сноска 88) (автор переоценивал положительное воздействие данного стимула - ведь он может не только действительно стимулировать развитие, но и совершенно остановить его, "законсервировав" уровень на столетия, примером чему могут служить эскимосы); -
освоение новых земель;
- стимул ударов: чем сильнее вызов (флуктуация) со стороны среды, тем сильнее стимул (к этому и последующим стимулам в полной мере относится сказанное насчет первого); -
непрерывное внешнее давление; -
- социальное ущемление: чем сильнее ущемляется какая-либо социальная группа или страна, тем сильнее будет ответ на ее вызов.
Конечно, все стимулы действуют неоднозначно, и А. Тойнби, понимая это, сформулировал закон "снижающих возвратов", заключающийся в том, что превышение силой вызова определенного предела влечет за собой не повышение, а снижение успешности ответа (сноска 89), что полностью согласуется с выводами концепций самоорганизации.
В целом все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие, проследить которое от начала до конца очень сложно. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и тем самым в определенной мере издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.
Но главным средством влияния среды на национальную экономику является ее функция. Функция задается любой системе, в том числе национальной экономике, ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде.



Содержание раздела