Координация деятельности предприятий.


В Советском Союзе сильное влияние на становление общественного достояния оказали В.И. Ленин и его соратники. Вряд ли кто-то не знает, как велика роль М.С.

Горбачева и Б.Н.Ельцина в смене господствующего типа собственности в республиках бывшего Советского Союза, особенно в России. Разумеется, реальное воздействие разных личностей на упорядочение собственнических отношений неодинаково. Оно зависит от их социальной принадлежности, их общественного авторитета, способностей, положения в системе экономической и политической власти. Приведенные примеры касаются далеко не рядовых людей.

Обычный человек имеет несравненно меньше возможностей участвовать в исследуемом процессе.
Таковы основные субъекты в регулировании различных типов и форм собственности. Но чтобы эти действующие факторы могли эффективно, с общественной пользой выполнять свое назначение, им необходимо согласовывать свои практические шаги в данном направлении. Инициатором и организатором такого взаимодействия должно выступать государство, причем и в центре, и на местах.
7.3. Объекты регулирования собственности
Название этого процесса показывает, что наиболее общим его объектом служит сама собственность. Сравнительно частными и конкретными из них являются разновидности последней — ее типы и формы. Это присвоение экономического, социально-политического и духовного характера, а также частное, коллективное, общественное, личное и смешанное достояние. Если говорить еще конкретнее, то следует иметь в виду формы упомянутых типов собственности: владение средствами производства и
216
средствами обращения, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое присвоение, принадлежность власти и социальных услуг, материальное и духовное личное достояние и многие другие формы.
В предыдущей главе все перечисленные разновидности были названы объектами реализации собственнических отношений; теперь же они понимаются в качестве объектов иного рода. Однако никакого логического противоречия, никакой ошибки тут нет. Речь действительно идет о разных вещах: в первом случае о том, на что направлена реализация собственности, а сейчас — на что направлено регулирование (упорядочение) последней.

Но, как показано выше, реализация и регулирование — это по своему содержанию разные процессы.
Пойдем теперь по пути дальнейшей конкретизации объектов согласования собственнических отношений. Как уже подчеркивалось, непосредственное согласование последних невозможно в силу их большой глубинности в общественной жизни. Указанный процесс происходит только опосредованным образом, а именно: путем использования разнообразных, достаточно внешних проявлений собственности.

Имеются в виду рассмотренные выше ее политические, правовые, теоретические, организационные и тому подобные формы. На них уже непосредственно направлены усилия регуляторов процесса присвоения-отчуждения. Тем самым внешние формы собственности можно считать ближайшими объектами ее упорядочения.

Наиболее конкретными из них служат предметные проявления того или иного достояния.
Иначе говоря, регулирование собственнических отношений в общественной практике сводится к воздействию на их разнообразные внешние формы. При этом должно происходить приоритетное использование (даже совершенствование) эффективных новых форм и постепенное исключение неэффективных, устаревших. Подобный отбор вольно или невольно производят важнейшие субъекты координации, главным образом собственники основных материальных жизненных благ в данном обществе: рабовладельцы, феодалы, капиталисты.

Обычно они делают это не прямо, а через свои государства, их органы.
Такому воздействию подвергаются все достаточно поверхностные проявления собственности — политические, правовые, идеологические и др. Но в конечном счете дело сводится к отбору и совершенствованию ее предметных форм (особенно материальных), поскольку именно они обеспечивают наиболее кон-
217
кретное и ощутимое выражение любого присвоения и потому становятся наиболее конкретными, наиболее ощутимыми объектами регулирования собственнических отношений. Остановимся на рассмотрении предметных форм более подробно.


Выше уже неоднократно отмечалось, что предметным образом собственность проявляется в виде разнообразных жизненных благ — материальных, социальных, духовных. При этом ведущую роль играют материальные блага. В связи с этим целесообразно первостепенное внимание обратить на материальные конечные объекты регулирования собственности.
В совокупном плане они выступают в виде предприятий и учреждений, финансовых средств, созданной продукции, а также в виде различного рода недвижимости (земли, ее недр, жилого фонда и т.п.). То или иное упорядочение подобных объектов будет практически означать регулирование экономического типа собственности, ведущего ее типа.
Рассмотрим вначале координацию деятельности предприятий. Этот процесс может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственным способом осуществляется само управление предприятиями, опосредованно оказывается определенное влияние на их работу.

Так, государственные органы в состоянии управлять своим производственным сектором, в частности, в современной России — унитарными и казенными предприятиями, акционерными обществами с полным или контрольным пакетом акций в руках государства. Однако на деятельность хозяйствующих субъектов, находящихся в иной собственности, властные структуры могут воздействовать лишь косвенно. Скажем, на частно-индивидуальные и частно-групповые предприятия они влияют через налоговую систему, бюджетные инвестиции, государственные заказы, различное льготирование и т.п.

В свою очередь частные владельцы (даже крупные) тоже опосредованно взаимодействуют с государственным сектором народного хозяйства, зато своими предприятиями они управляют уже прямым образом.
Важный материальный объект при регулировании собственнических отношений — разнообразные виды недвижимости. Так или иначе, управляя ими, владельцы согласовывают процесс их присвоения-отчуждения. В современном мире активную роль при этом выполняет опять-таки государство, соответствующие его органы.

Вначале формируются необходимые правовые акты. Далее, как правило, производится государственная регистрация прав
218
собственности на недвижимость (землю, ее недра, водные пространства, леса и т.п.); при этом учитываются и те ее виды, которые принадлежат самим властным структурам. На созданной законодательной базе разные; .субъекты практически регулируют использование недвижимости. В данном процессе применяются достаточно разнообразные формы. Например, государственное достояние или непосредственно управляется, или может быть продано другому владельцу, или сдано в аренду.

Иногда федеральная или региональная недвижимость в качестве пая передается в уставный капитал акционерных обществ.
Из приведенных примеров по управлению предприятиями и недвижимостью видно, как посредством воздействия на предметные формы присвоения происходит его координация.
7.4. Методы регулирования собственности
Ранее методы регулирования собственности в какой-то мере уже освещались. Теперь рассмотрим их в обобщенном и сгрупи-рованном виде.
Административные методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение собственнических отношений. Практически оно выступает в форме приказов, распоряжений, инструкций, отчетов, контролирующих мер и т.д.

Подобные методы применяются не только государственными органами, но и менеджментом частно-индивидуальных, частно-групповых предприятий и организаций, а также самими их собственниками.
В нормальном обществе названные административные методы должны основываться на прочной законодательной базе. Прежде всего речь идет о тех правовых актах, которые прямо касаются форм присвоения. Среди них можно назвать принятые в 1990 г. законы О собственности в СССР и О собственности в РСФСР, а также целый ряд статей действующего сейчас в нашей стране Гражданского кодекса РФ. Однако всегда в общественном развитии применялись те или иные административные меры, не соответствующие, а то и прямо противоречащие существующему законодательству. Тем самым складывается теневой (криминальный) сектор в народном хозяйстве.

Его функционирование чаще всего не способствует какому-либо упорядочению собственнических отношений.
219
Административные методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах. Вот как, к примеру, английские власти управляют публичными (государственными) предприятиями и объединениями.

Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала — изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и. т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом.



Содержание раздела