О научном понимании собственности


Выше уже было показано, что собственность носит чисто общественный характер, т.е. что она по своему содержанию есть отношения только между людьми. Веши же являются лишь объектами таких отношений и поэтому не могут входить в содержание собственности. Высказывается также мнение, что в ее содержание следует включать и отношения людей к самим себе. Дело, мол, в том, что по характеру и объему присвоения жизненных благ человек оценивает свои способности и возможности, свое место и роль в обществе и т.п. Однако все это непосредственно не собственность, а ее последствия, ее результат.

Кроме того, самооценка человека принадлежит, скорее, к субъективно-психологической области, куда собственность не может входить.
Наконец, иногда собственнические отношения понимаются как управленческо-юридическое явление. Конкретнее говоря, они будто бы представляют собой верховное управление какими-либо полезными ресурсами, при этом, как правило, законодательно оформленное и утвержденное. Но собственность по своему содержанию неоднопорядкова с управлением, которое всегда складывается субъективным образом (т.е. по усмотрению и воле людей) и на более внешнем уровне.

Неправомерно, как уже показано в данном параграфе, отождествлять ее и с юридическими отношениями.
В целом же смешанное, многозначное истолкование собственности часто страдает эклектизмом — попыткой соединить не соединяющиеся в действительности явления и процессы.
14
О научном понимании собственности. Итак, вкратце рассмотрены наиболее распространенные современные представления о собственности: 1) предметное, вещное; 2) чисто юридическое; 3) при-родно-биологаческое; 4) религиозно-идеалистическое; 5) смешанное. На мой взгляд, ни одно из них нельзя признать достаточно обоснованным.

Каким же должно быть в целом научное общее понимание собственности! Выше об этом уже шла речь. Остановимся на рассмотрении данного вопроса более обстоятельно.
При этом целесообразно исходить из реальной природы собственности. Природа же ее, несомненно, общественная, межчеловеческая, так как объекты собственности в каждом отдельном случае обязательно принадлежат каким-то людям, каким-то социальным образованиям и в то же время они отсутствуют у дру-i их людей, других социальных образований. Между владельцами и невладельцами складываются отношения, которые и являются собственническими. Иначе говоря, собственность по своему содержанию реально существует и функционирует только в ткани общества, только в его пределах. В иных сферах (геологической, животно-растительной, технической и т.п.) о ней не может быть речи.

Даже если есть и действуют люди, но они изолированы друг от друга, собственность как таковая отсутствует. Таких случаев было немало на начальном этапе первобытного строя. Изолированный индивид, — отмечал К. Маркс, — совершенно так же не мог бы иметь собственность на землю, как он не мог бы и говорить1.

Короче, собственность есть порождение общества, его непременная принадлежность, причем только его.
Но всякое общество представляет собой, как известно, совокупность разнообразных межчеловеческих отношений. Именно они скрепляют общество в единое целое. Так же следует понимать и содержание каждой его составной части (разумеется, с учетом ее структурной специфики).
Тем самым собственность как принадлежность общества и только его должна быть по своему содержанию совокупностью определенных общественных межчеловеческих отношений. В самом широком плане это взаимодействия между владельцами и невладельцами жизненных благ, а также между владельцами разных их видов. Причем имеется в виду не формальное, кем-то провозглашенное присвоение, а сугубо реальное, существующее в действительности.

Иначе говоря, необходимо отличать реальных собственников от номинальных.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч — 2-е изд. — Т. 46, ч. 1. — С. 473.
15
Ведущую роль играют отношения между крупнейшими социальными группами, особенно между классами (там, где они есть). Подобное обстоятельство никоим образом не исключает межличностных собственнических отношений. Конечно, рассматриваемый феномен неразрывно связан с различными вещами, но последние не могут входить в его чисто общественное содержание, составляя лишь одну из его внешних форм.


Изложенный подход к общему пониманию собственности в принципе далеко не нов. Он начал входить в научный оборот еще с середины XIX в., доминировал в странах бывшей социалистической системы. Сейчас с ним солидарно немало экономистов, особенно российских; это проявляется и в целом ряде отечественных учебных пособий.

Однако такая позиция в современных условиях едва ли является преобладающей.
Итак, по своему содержанию собственность представляет собой совокупность общественных отношений. Но какие же из них при этом имеются в виду?
1.3. Собственность как выражение присвоения и отчуждения жизненных благ
В обществе существует немало самых разных отношений между людьми. Однако содержание собственности составляют лишь те из них, которые неразрывно связаны с присвоением и отчуждением разнообразных жизненных благ. Рассмотрим вначале первую из этих связей.
Собственность и присвоение жизненных благ. В научной и учебной литературе собственность и присвоение нередко отождествляются. Но правомерно ли понимать то и другое в качестве чисто общественных, межчеловеческих отношений?

Думаю, что нет.
Не будем касаться каких-либо форм присвоения в природе (там оно, видимо, тоже существует). Речь пойдет только о присвоении со стороны людей, т.е. в условиях общества.
В самом широком смысле такое присвоение есть реальное, фактическое отношение людей к различным жизненным благам как к своим. При этом люди выступают в роли субъектов данного процесса, которыми могут быть международные объединения, определенное общество в целом, социальные группы, отдельные личности. Объектами же присвоения являются материальные, социальные и духовные блага.
16
Присвоение жизненных благ в человеческом обществе осуществляется двояким образом:
а) посредством их создания в области материального и духовного производства;
б) посредством обладания уже созданными благами.
В первом случае присвоение можно назвать технологическим, ибо оно осуществляется людьми благодаря действию производительных сил. Второй вид присвоения является социально направленным, социально окрашенным, поскольку он совершается вполне определенными социальными образованиями (данным обществом, его социальными слоями, личностью как таковой). И тот и другой процесс неизбежен, естественен в человеческом обществе. Оба они носят объективный характер, так как возникают, функционируют и развиваются во имя удовлетворения необходимых потребностей людей: физиологических, экономических, социальных, духовных.

Иначе говоря, присвоение служит обязательным условием разностороннего жизнеобеспечения как общества в целом, так и каждой конкретной личности.
Но какие бы человеческие потребности ни удовлетворял данный процесс, в каких бы видах он ни выступал, он всегда является отношением не между самими людьми, а между людьми и некоторыми внешними для них объектами — материальными, социальными, духовными, т.е. предметами в широком смысле этого слова. Тем самым любое присвоение жизненных благ следует понимать не как чисто общественное, а как опредмеченное отношение. В этом заключается его основное качественное отличие от собственности — чисто общественного взаимодействия.

Названное отличие хорошо видно опять-таки на примере Робинзона Крузо: присвоение продуктов природы он, несомненно, осуществлял, но о какой-либо собственности при его изолированной жизни говорить не приходится. Следовательно, присвоение может существовать даже вне связи с собственностью.
Однако качественное различие исследуемых явлений состоит не только в этом. Присвоение жизненных благ служит также более фундаментальным, первичным фактором, потому что именно на его базе, в зависимости от него возникают и функционируют собственнические отношения. Вначале какой-то объект присваивается, и только на этой основе, при этом условии складываются отношения между владельцем данного объекта и невладельцами его. Собственность необходимо понимать как отношения между людьми соответственно их отношению к разно-
17
образным жизненным благам. Кроме того, присвоение является менее сложным взаимодействием, чем собственность, которая целиком принадлежит к самой сложной сфере реального мира — общественной. К тому же межчеловеческие отношения обычно опосредованы многими факторами — экономическими, организационными, правовыми, вещественными и даже пространственными и временными.
Как видим, присвоение и собственность не только не тождественны, но в некоторых аспектах выступают даже в качестве противополжностей. Точнее, собственность необходимо считать лишь общественной формой присвоения жизненных благ.
Вместе с тем данные феномены тесно взаимосвязаны. Это проявляется прежде всего в содержательном плане. И присвоение, и собственность выражают реальное, объективно обусловленное обладание насущно необходимыми для людей благами, т.е. направлены на всестороннее жизнеобеспечение людей, поэтому они играют решающую роль и в общественной, и в личной жизни.



Содержание раздела