Собственность и отчуждение жизненных благ.


Кроме того, исследуемые категории связаны функционально — как содержание и форма, сущность и явление, внутреннее и внешнее, определяющее и определяемое, первичное и производное и т.д. В отечественной научной и учебной литературе иногда разграничивают собственность и присвоение. Однако обоснование этого нередко вызывает серьезные возражения.
Например, утверждается, что в отличие от собственности присвоение представляет собой процесс. Но отношения собственности тоже не являются чем-то статичным, неподвижным, поскольку они тоже как-то функционируют, изменяются, развиваются. Далее, по мнению некоторых авторов, присвоение составляет элемент, часть собственности. Едва ли это так, ибо, как показано выше, то и другое есть разнокачественные, разнопорядковые, разноуровневые реальности. В ряде работ говорится, что собственность отличается от присвоения как абстрактное от конкретного.

Однако присвоение может быть относительно конкретным явлением лишь по своей чисто внешней форме, в каждом отдельном, частном случае. Само же по себе, по своей сущности присвоение представляет абстракцию, причем более глубокую, чем собственность, поскольку оно, порождая последнюю, выступает применительно к ней чем-то первичным, более фундаментальным. По этой же причине неправомерно считать присвоение внешней формой собственности, что иногда встречается
18
и отечественном обществоведении. Напротив, как раз она служит в данном взаимодействии формой, а именно — общественной формой.
Итак, собственность не. тождественна присвоению как в силу своего чисто общественного характера, так и в силу своего менее фундаментального, производного положения, своей большей сложности. Если в дальнейшем изложении термин присвоение (а также владение, достояние, принадлежность) употребляется в качестве замены термина собственность, то это делается юлько в целях стилистического разнообразия.
Продолжая анализ собственности, рассмотрим вопрос о ее *аимосвязи с отчуждением жизненных благ.
Собственность и отчуждение жизненных благ. В общем виде отчуждение целесообразно понимать как реальное обособление, отделение июдей от каких-либо жизненно важных объектов. С этой точки фения речь идет непосредственно опять-таки об опредмеченном, ;\ не межчеловеческом отношении.

Таково отделение людей от обладания средствами производства или предметами потребления, от участия в труде и власти, потребления духовных ценностей и т.п. Тем самым отчуждение однопорядково с присвоением, хотя по своему содержанию прямо противоположно ему. Если присвоение есть отношение людей к некоторым объектам действительности как к своим, то отчуждение представляет собой отношение людей к ним как не к своим, чужим.
В отечественной литературе собственность обычно рассматривается вне связи с отчуждением. В то же время отдельные авторы утверждают, что оно входит в само содержание собственности. Подобное мнение представляется ошибочным. Дело в том, что содержание собственности, как показано выше, должны составлять только общественные, межчеловеческие отношения.

Отчуждение же само по себе есть взаимодействие между людьми и предметами (в широком понимании последних).
Тем не менее оно неразрывно связано с отношениями собственности. Эти отношения с неизбежностью выражают не только присвоение жизненных благ, но одновременно и отчуждение от них. Дело в том, что присвоение некоторых благ данным субъектом есть вместе с тем их отчуждение от всех других субъектов.

Или в ином аспекте: присвоение какими-либо людьми одних жизненных ценностей представляет собой одновременное отчуждение данных людей от всех прочих ценностей. Скажем, соб-
19
ственность промышленной буржуазии предполагает присвоение этим социальным слоем индустриальных средств производства и отчуждение его от других средств производства, средств обращения, рабочей силы. Собственность пролетариата основывается на присвоении рабочей силы и определенных предметов потребления, а также на отчуждении от средств производства и обращения. Продавцы в ходе рыночного обмена одновременно осуществляют присвоение денег и отчуждение товаров.



Иначе говоря, отношения собственности реально формируются на базе единства, взаимодействия присвоения и отчуждения.
Однако все это не дает основания считать отчуждение неким элементом в самом содержании собственности. Его целесообразно понимать (наряду с присвоением и вместе с ним) в качестве объективной базы, реального источника возникновения и функционирования собственнических отношений. Как и присвоение, отчуждение является чем-то более фундаментальным, первичным по сравнению с собственностью. Наконец, подобно присвоению, оно может существовать самостоятельно, вне отношений собственности.

Например, население Центральной Африки в принципе лишено зимней одежды и оленьих упряжек, тем не менее, никаких отношений собственности это не вызывает. Следовательно, последние, хотя и порождаются присвоением и отчуждением, но лишь при определенных условиях.
Собственность как общественные отношения по поводу отчуждения-присвоения жизненных благ. Как видим, при характеристике собственности необходимо исходить не только из присвоения жизненных благ, но из их отчуждения. Тем самым собственность выступает в качестве выражения единства того и другого, в качестве общественной формы их единства1.

С учетом этого предмету нашего исследования можно было бы дать следующее определение: собственность есть такие отношения между людьми, которые одновременно выражают реальное присвоение и отчуждение жизненных благ. Иначе говоря, это общественные отношения по поводу присвоения-отчуждения жизненных благ. Таково уже более конкретное содержание собственности.
Отсюда следует, что субъекты собственности (общество в целом, социальные группы, личности) должны быть двоя-
1 Сходная мысль иногда высказывалась в отечественной литературе (см., например: Экономические науки. — 1990. — № 3 — С. 127).
20
кого рода: с одной стороны — участники присвоения жизненных благ, с другой стороны — жертвы их отчуждения. Таким образом, субъекты собственности — это не только владельцы че-i о-либо в данном месте в данное время, но и невладельцы в подобных же условиях. Первые, как правило, занимают более прочные и более активные социальные позиции, чем вторые.

Отношения между ними часто складываются весьма напряженно, хотя нередко отличаются опосредованностью и отдаленностью. Все это тоже характеризует общее содержание собственности.
Но у собственности, разумеется, существуют и объекты — разнообразные жизненные блага, которые присваиваются и отчуждаются. Включены ли они в общее содержание собственности? Думается, что нет, ибо они представляют собой не какие-либо общественные отношения, а определенные предметы (в широком значении этого слова). Поэтому собственность неправомерно отождествлять с имущественными отношениями.

Жизненные блага входят в содержание присвоения и отчуждения, являющихся, как показано выше, опредмеченными взаимодействиями.
В отдельных формациях объектами собственности становились и сами люди (рабы, крепостные крестьяне). Правда, в таких условиях они считались уже не людьми, а всего лишь говорящими орудиями. Но при этом названные социальные слои не утрачивали роль субъектов собственнических отношений (конечно, субъектов со стороны отчуждения жизненных благ).
Продолжим анализ общего содержания собственности. Тут имеют место достаточно различные по характеру отношения между владельцами и невладельцами: во-первых, между обладателями многих жизненных благ и людьми, почти полностью их лишенными (скажем, между рабовладельцами и рабами, помещиками и крепостными крестьянами), и, во-вторых, между собственниками качественно различных ценностей (между промышленной, торговой и финансовой буржуазией, продавцами и покупателями, владельцами материальных и духовных благ и т.д.). В-третьих, могут складываться взаимодействия полных, вполне самостоятельных собственников с сособственниками (например, в рамках общественного и коллективного достояния). Наконец, нельзя не отметить, что как присвоение, так и отчуждение бывает принудительным или добровольным процессом.

Естественно, и социальный характер данных групп отношений существенно различен.
Во всех перечисленных случаях присутствует тесная связь собственнических отношений с общественным разделением тру-
21

да. Так, при рабовладении и феодализме они основывались на] резком разграничении умственной и физической деятельности. Владение неоднотипными средствами производства (промыш-| ленными, сельскохозяйственными, транспортными и др.) пред-] полагает различные виды производственного и управленческого i труда. Характер того или иного вида практической деятельности обусловлен соответствующим типом собственности.

В частности, хозяйственная деятельность определяется собственностью экономического типа, политическая — собственностью социального типа, интеллектуальная — духовным достоянием.
Таково сравнительно общее понятие о собственности, которое выше было определено как общественные отношения, сложившиеся в связи с реальным присвоением-отчуждением жизненных благ.



Содержание раздела