Теоретическом содержании проблем.


Для того чтобы более грамотно подойти к процессу ценообразования, необходима сегментация рынка образовательных услуг, результат которой позволяет выйти на возможность разработки и осуществления оптимальной ценовой стратегии образовательного учреждения.
На основе экономического анализа процесса формирования цены на образовательные услуги, можно сделать вывод, что установление уровня цен состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за услугу покупатель, и издержками учреждения при ее предоставлении.
В России образовательными учреждениями используется затратный метод ценообразования. По сути, это простейший метод, который имеет определенные преимущества и свои ограничения. Привлекательность этого метода обусловлена тем, что он опирается на реально доступные данные, которые можно получить внутри вуза на основе бухгалтерской отчетности и позволяет леKко доказать обоснованность цены на услугу при заключении договора вуза с потребителями.

Но при установлении “затратной” цены в расчет совершенно не принимается сложившийся уровень спроса на предлагаемую образовательную услугу. Поэтому вузы не способны вести гибкую ценовую политику. Достаточно сложным является вопрос о планируемой норме прибыли.

Если в качестве базы для ее исчисления используется полная себестоимость, то вуз будет заинтересован в росте себестоимости для увеличения массы прибыли.
Необходимо принимать во внимание данные недостатки путем анализа как внутренней, так и внешней среды образовательного учреждения. Для решения этих проблем образовательные учреждения должны вести маркетинговые исследования, которые бы позволили спрогнозировать спрос на предлагаемые услуги, осуществить анализ конкурентоспособности продукции и самого учреждения, а также качества, ассортимента и сервиса продукции, ценообразования, рекламы и других форм коммуникаций на рынке образовательных услуг.
Для решения таких проблем как доступность, качество и эффективность образовательных услуг система российского образования разработала стратегию будущего развития, которая направлена на стабилизацию состояния социальной, экономической и политической системы общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.
В итоге можно сделать вывод, что данная тема требует дальнейшего изучения и развития. Ценообразование, как один из элементов ценовой политики вузов, может принести должный результат, если ведется систематическая работа по анализу состояния внутренней и внешней среды с учетом ее изменяющихся рыночных возможностей. Если тщательный анализ ценообразования глубоко и точно проникает в сознание специалистов по образованию, он становится надежным инструментом достижения главных целей вуза. Это удается сделать тогда, когда учитываются разные интересы и потребности целевых групп конечных потребителей, ценовые маневры конкурентов и учет их текущих цен.

Там, где ведется постоянный мониторинг конкурирующих возможностей, анализируется чувствительность к ценам различных групп потребителей, продумана и спланирована ценовая стратегия, там успех значительно выше.


В.А. Колупаева


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

г. Томск, Томский Политехнический Университет

Экономические аспекты труда связаны с участием труда в производственном процессе. В этом смысле в научной литературе принято рассматривать труд как экономическую деятельность, в основе которой лежит соотношение между его полезностью (результативностью) и неполезностью (издержками труда). Принято считать, что в процессе труда реализуется его двойная цель: совершенствование предмета труда и совершенствование самого человека. В истории экономических учений существует множество определений труда; в современной литературе труд рассматривается как целесообразная деятельность человека, в процессе которой средствами труда он воздействует на предмет труда с целью получения продукта. Закономерности функционирования труда изучает наука – экономика труда, основными задачами которой является определение эффективности труда, выраженной в стоимостной форме, и выявление всех проблем, связанных с ее повышением.

В настоящее время отечественная наука выделяет следующие основные проблемы экономики труда: производительность труда; инвестиции в человеческий капитал; условия труда; мотивация и оплата труда; изучение функционирования отечественного рынка труда. Все проблемы, выделенные в качестве основных, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными и рассматриваются важнейшими факторами эффективности труда.
Остановимся на теоретическом содержании вышеперечисленных проблем.
Производительность труда. На производительность труда влияют все факторы производства. Однако, рассматривая труд в качестве экономического ресурса, следует выделить основные черты, характеризующие трудовые ресурсы. К ним относятся:
а) численность работников;
б) квалификация работников;
в) длительность процесса труда;
г) интенсивность затрат труда в единицу рабочего времени.
Все это вместе взятое определяет производительность труда, его созидательность и полезность, ведущих к развитию экономики в целом и решению проблем повышения качества и уровня жизни. Но для того чтобы достигнуть положительных результатов, экономисты должны держать под контролем два момента. Первый – соизмерение затрат и результатов труда второй – формирование критериев оценки труда работников.

Первое дает нам представление о продуктивности, производительности труда и развитии экономики в целом; второе – о формировании доходов работников и решении социальных проблем.
Производительность труда как экономический показатель используется для измерения соотношения между объемами выпуска продукции и затратами трудовых ресурсов на производство данного объема. С этим показателем тесно связан показатель рентабельности производства и в частности труда. На первый взгляд кажется, что определить эти показатели несложно. Однако существующие в отечественной науке методики в некоторой степени искажают информацию о продуктивности труда. Например, по результатам исследования до недавнего времени в отечественной экономике на первом месте по продуктивности труда была торговля, снабжение и заготовки, на втором – промышленность, на четвертом – сельское хозяйство.

В то же время, к примеру, в США промышленность по продуктивности труда занимает первое место, сельское хозяйство – второе. Науке предстоит ответить на вопрос, почему в отечественной промышленности показатель производительности труда ниже, чем в сфере обслуживания. Не следует ли из этого ответ, что лучшие трудовые ресурсы у нас заняты в непроизводственной сфере экономики?
На эффективность труда существенное влияние оказывают условия труда. Как известно, в любом производственном процессе важнейшими факторами являются используемое оборудование, предметы, средства труда, технологии, рабочие места и сам продукт труда. Все это дает нам представление о той производственной среде, в которой трудится человек. Кроме того, немаловажное значение имеют санитарно-гигиенические условия труда, состояние безопасности и ее нормы, а также чередование труда и отдыха. Основными направлениями совершенствования условий труда на современном этапе являются: разработка норм безопасности для всех видов производственной деятельности; устранение неблагоприятных воздействий условий труда на организм человека.

Так как любое усовершенствование требует определенных денежных вложений, которые могут снизить эффективность производства, то возникает проблема: либо улучшать условия труда за счет дополнительных капиталовложений, либо сохранять прежние, если они соответствуют социально-гигиеническим нормам и положительно влияют на эффективность производства. Одним словом, эта проблема может решаться только с учетом экономических и социальных факторов.
Человеческий капитал в научной литературе рассматривается как совокупность качеств работника, которые определяют производительность и эффективность его труда и в то же время являются источниками доходов человека, его семьи, предприятия, на котором он трудится, и общества в целом. К таким качествам относятся: здоровье человека, его природные способности, образование и профессионализм. Теория человеческого капитала является одним из важных разделов современной экономики труда. В основе этой теории лежит исследование зависимости доходов человека, семьи, предприятия и общества в целом от природных способностей, знаний и навыков человека.

Известно, что затраты на образование увеличивают будущие доходы. Подобные затраты называют инвестициями в человеческий капитал. Эффективность инвестиций в образование подтверждается многочисленными расчетами, которые доказывают, что продуктивность труда и доходы от них, при прочих равных условиях, возрастают.

Таким образом, ценность будущих выгод определяются ценностью инвестиций.
Осуществляемые в России экономические реформы, направленные на повышение эффективности труда и производства, не могут быть успешно реализованы без создания действенных стимулов к труду. Экономическую мотивацию труда следует рассматривать как побуждение человека к плодотворной деятельности с целью реализации как собственных интересов, направленных на повышение благосостояния, так и на реализацию интересов предприятия (фирмы) и общества в целом. Она осуществляется через различные формы и методы, которые разделяются на внутренние и внешние.

Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью выполняемой работы. Для человека главным в работе является интерес и возможность реализовать свой человеческий потенциал. Это один из стимулов, побуждающих человека трудиться добросовестно и продуктивно.

Другим стимулом является значимость выполняемой работы, во-первых, для развития его природных талантов, а во-вторых, и это не менее важно, значимость достигнутых результатов для самого человека, его семьи, коллектива организации и общества в целом.



Содержание  Назад  Вперед