НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ


Новый институциоUализм содержит идеи неоклассической и неоавстрийской традиции. Однако существуют различия в институциональных подходах: у неоклассиков – институциональные условия совершенные, а у неоавстрийцев – характер формирования институтов эволюционный и спонтанный.
Подход шоковой терапии отличен от вышеуказанных подходов: происхождение – неоклассическое, экономика – с точки зрения хозяйствующих субъектов (взаимодеятельность), главное в экономической трансформации – либерализация, цены – ориентир производителей и потребителей. Институциональный аспект в этом подходе заключается только в том, что хозяйственная деятельность осуществляется в институциональной среде.
Таким образом, из анализа ЭТ имеем три подхода. Какой же из этих больше подходит для РФ для начала (после пяти лет) 21 века? Если считать, что шокотерапийный подход уже состоялся (с 1992 по 2005гг.), пусть с превышением всех пределов (особенно цены на начало 90-х годов), то есть выбор оставшихся двух подходов.

Градуалистский подход необходим в РФ из-за производства. К 2005 году РФ не решила эту проблему. Об этом говорит даже наша статистика.

Важен для России и новый институциональный подход, он даже более важен для стран с переходной экономикой (статус РФ с рыночной экономикой формален), чем для промышленно-развитых.
В заключение необходимо отметить, что проблема экономической безопасности РФ не может быть решена, если РФ не будет иметь научные концепции ЭБ РФ. Задача ученых РФ – создать такую концепцию, задача государства – поддержать ее и выполнить.

Список литературы:
1. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. Институт экономики. – М.:2005. – 244 с.
2. Виноградов В.А. Новая экономика. – М.: Наука, 2005. – 208 с.
3. Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. – М.: Экономистъ, 2003. – 443 с.
4.Россия в глобализирующемся мире / Отв. ред. Д.С.Львов. – М.: Наука, 2004. – 740 с.
5. Скоблин Г.Д. Труд – классическое и институциональное направления экономической науки // Экономика России в 21 веке. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.А.

Барышевой. – Томск: ИПФ ТПУ, 2004. – С.97.










С.Ю. Ермакова


НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ

г. Улан-Удэ, Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

Национально-исторические особенности развития России предопределили тот факт, что традиционной для нашей страны является значительная роль структур государственной власти в общественном развитии. В современной России происходит процесс усиления государственной власти, и этот факт является излюбленным предметом дискуссий экономического и политического сообщества. Можно придерживаться различных точек зрения на данную тенденцию, но, тем не менее, в определенных сферах государство играет важнейшую роль, преуменьшить которую невозможно. И в первую очередь это относится к осуществлению широкомасштабных и социально значимых проектов.

В частности, в настоящее время это касается такой актуальной проблемы, как сохранение экологического равновесия, достижение целей экономического роста с сохранением природы для настоящего и будущего поколений.
Сбалансированное развитие экономики в режиме согласия с природой является основным критерием концепции устойчивого развития. Эта концепция была разработана всемирной комиссией ООН по охране окружающей среды и развитию, а в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро была принята в качестве Повестки дня на 21 век. К настоящему времени данная концепция приобрела статус государственной политики во многих странах мира (Нидерланды, Норвегия, Германия, Япония, Китай и др.).

Смысл концепции устойчивого развития – обеспечить нужды настоящих поколений без нанесения ущерба возможностям будущих поколений обеспечивать свои потребности, а общество рассматривается как целостность природы, социума и экономики.
В рамках данной концепции предполагается создание условий для экономического роста любой социо-природной системы любого уровня сложности, не нарушая ее безопасности, биологического баланса и ведущих к повышению качества жизни, как настоящего, так и будущих поколений. То есть экономический рост не отвергается, но провозглашается разумное пользование эколого-ресурсной базой, преодоление существующего потребительского отношения к природе и забота о будущих поколениях. Построение устойчивой экономики является, пожалуй, самой трудной задачей, так как в качестве основного критерия принятия решений в области экономики будет не просто прибыль. Здесь необходимо принимать во внимание требования и экономической эффективности, и экологической безопасности, и социальных последствий.



В качестве эффективного способа решения данной задачи на уровне государственной политики можно предложить использование новых разработок в области макроэкономического моделирования.
Основой для принятия решений в экономической политике всегда является статистическая информация. Вернее, комплексный набор определенных социо-экономических показателей. В настоящее время в нашей стране необходимые индикаторы рассчитываются в рамках принятой в 1993 году системы национальных счетов. Однако основные счета СНС имеют Т-образную форму и связаны между собой с помощью балансирующих статей. Для более наKлядного представления структурных взаимосвязей в экономике, общественного производства применяются матричные формы, то есть различные вариации Леонтьевской модели затраты-выпуск.

У нас в стране Госкомстатом уже традиционно рассчитывается межотраслевой баланс – баланс производства и распределения продукции в национальном масштабе.
Но в 70 гг. прошлого века Грэхэм Пиатт, Эрик Сорбек, Аллан Рой и ряд других ученых развили наработки Ричарда Стоуна в отрасли национального счетоводства и разработали основы методологии построения так называемых матриц социальных счетов (SAM – social accounting matrix). Это квадратная матрица, которая отражает все сделки в пределах социально-экономической системы за определенный год. Она позволяет провести комплексный анализ экономики страны: объем и распределение потока доходов экономических институтов (в частности, домохозяйств), в том числе на приобретение товаров и услуг (что позволяет оценить уровень жизни); объем трансфертных платежей, сбережений и производство продукции.

По сравнению с МОБ матрица является более гибким и наглядным комплексным инструментом макроэкономического анализа. В России работа над компиляцией матриц социальных счетов ведется, в частности, с 1993 года в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП (институт народнохозяйственного прогнозирования) РАН (интегрированные матрицы финансовых потоков).
Но данные, получаемые и из этой, уже усовершенствованной системы, еще не отвечают требованиям устойчивого развития, то есть генерируемые показатели не отражают экологических последствий экономического роста. Поэтому для решения задачи объединения экономических, экологических и социальных критериев в принятии решений в рамках государственной политики можно предложить использование расширенных моделей МСС. В частности, на данный момент, такая система разработана в рамках расширенной матрицы социальных и экономических счетов (system of economic and social accounting matrices and extensions -).

Расширение заключается в детализации базовых счетов и их дополнения с помощью показателей социальной и экологической статистики путем включения в нее данных соответствующих подсистем. Так как все данные собираются по единой методике СНС, система обеспечивает соответствие между входящими в нее подсистемами, а также максимальную гибкость в смысле включения различных вариаций подсистем, которые могут касаться социо-демографического развития, занятости, образования, экологии и проч. sesame включает в себя несколько блоков:
1. Национальные счета (ВНП, дефицит бюджета, прочие экономические показатели: госдолг, инфляция);
2. Инновации и исследования (затраты на образование, то же по отношению к уровню ВНП, уровень доступа в Интернет, патенты, экспорт вы окотехнологичной продукции);
3. Экологический модуль (NAMEA);
4. Матрица социальных счетов и социо-демографический модуль (показатели занятости – уровень занятости, рост занятости, уровень занятости женщин, уровень безработицы, социальное обеспечение).
Каждая подсистема представляет собой информационную структуру, которая отражает, как тот или иной сектор экономики соотносится с изменениями определенного агрегированного показателя, а также каким образом индикаторы изменяются под воздействием перемен в экономической структуре. Благодаря согласованной взаимосвязи между ключевыми макроэкономическими индикаторами и более детализированными социо-экономическими и экологическими данными значительно возрастают аналитические возможности.
Однако особый интерес с точки зрения концепции устойчивого развития представляет экологический модуль sesame - Матрица национальных счетов, включающая экологические счета (national accounting matrix including environmental accounts – NAMEA). Данная модель была разработана голландскими экономистами и признана комитетом статистики Евросоюза. К настоящему времени, являясь абсолютно новой для России, она применяется в скандинавских странах уже более 10 лет.



Содержание раздела