Суть новой социально-экономической стратегии


Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны в ее постепен-ном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характерис-тиками качества жизни народа, среды обитания на основе формирования нового технологического способа произ-водства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли го-сударства в ее трансформации и регулировании.
Приоритетное место в концепции долгосрочной стратегии следует отвести социальным целям.
Концпция долговременной экономической политики должна предусматривать структурную перестройку народно-го хозяйства, но при этом нужна максимальная целенаправленность на технологическое обновление экономики.
Главная цель системно-институциональных преобразований создание действенных стимулов предпринима-тельской и трудовой активности людей.
Основными атрибутами перехода к рыночному регулированию экономики являются: свободное ценообразование, конкуренция, свобода принятия решений участниками экономических процессов, развитая рыночная инфраструктура и денежная система. Слабости и недостатки рыночного регулирования можно устранить с помощью государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов. Государство превращается в инструмент вы-полнения общих политических, экономических и социальных функций, что вполне соответствует и исторической тра-диции России.
Подавляющее большинство субъектов Федерации являются дотационными.
Федеративный центр должен обеспечивать национальную военно-политическую безопасность, поддерживать еди-ное рыночное пространство в стране и его инфраструктуру, регулировать естественные монополии общефедерального уровня, оказывать помощь и обеспечивать руконструкцию кризисно депрессивных отраслей и регионов, формиро-вать общефедеральную систему социальных гарантий для населения.
Необходимо разграничить объекты собственности на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и муни-ципальных уровнях. В области бюджетного федерализма нужно полностью разграничить сферы финансирования и «развести» системы налоговых и иных поступлений в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Долгосрочная же концепция должна предусматривать переход большинства субъектов Федерации к режиму финансово-бюджетного самофинансирования. «Федерализации» должны быть подвергнуты стратегия и процесс рыночно ориентированных реформ.
В настоящее время государственная собственность и государственный сектор оказались резко сокращенными и полуразрушенными. Они заменены преимущественно формами собственности акционерного типа и в определенной мере индивидуально-частной собственностью. Однако стимулов развития, идущих от отношений собственности, не возникло из-за таких причин :

  1. Деформация некоторых вновь возникших видов собственности, прежде всего акционерной. Отсутствуют механизмы реального выполнения акционерами функций собственников, связанных с управлением и распоряжением ею. Недостаточно развит фондовый рынок. Падение производства, доходности предприятий, инвестиционной активности.
  2. Эти же факторы привели к сдерживанию развития частной и мелкогрупповой собственности (практическому отсутствию кооперативной и муниципальной ).

Поэтому стратегия реформирования отношений и форм собственности должна быть направлена на превращение субъектов отношений собственности в реальных собственников и на развитие подлинной многосекторности экономики.
Необходимость этого диктуется рядом обстоятельств:
-нарушением воспроизводительных основ хозяйства и его целостности как экономической системы, автономизацией отдельных сегментов экономики;
-деформациями в использовании производственного потециала, все большей утратой отечественных научно-техничес-ких достижений;
-деградацией ряда территорий и поселений;
-недостаточностью возможностей лигитимной адаптации широких слоев населения, многих предприятий и отраслей к рыночным отношениям, криминализацией многих сфер хозяйства.
Стратегия создания реального многосекторного хозяйства должна предусматривать отказ от односторонней ори-ентации на господство в стране одной-двух форм частной собственности и хозяйства, создание экономических усло-вий и гарантий развития различных форм собственности и их равноправности.


В России должны быть созданы благоприятные условия для роста малого предпринимательства (сейчас менее 35% общего числа предприятий), вклад которого в ВВП составляет менее 10% вместо необходимых 20-25%.
С учетом современного состояния развития многосекторности экономики, потребностей и условий его становле-ния стратегия развития социальных форм хозяйства должна предусматривать возможности:

  • увеличение числа муниципальных малых и средних предприятий в связи с развитием территориального самоуправления и разграничением полномочий и функций между самоуправленческими структурами и организационными уровнями более высоких порядков;
  • роста некомерческих хозяйственных структур, выполняющих различные общественные функции и объединяющих разные предприятия и хозяйства, социальные группы, а также выполняющих функции социальной защиты разных слоев населения, соответствующих религиозным и иным социальным его интересам, и т.п.
  • дифференциации и трансформации акционерных предприятий смешанного типа (с долей государственной собственности) под влиянием процессов приватизации, национализации или выкупа государством всего пакета акций и других способов или в государственные, или в частные, или в акционерные предприятия (без существен-ного влияния государственного капитала). Решение «полугосударственных» предприятий необходимо осущест-вить в ближайшее время, поскольку они занимают сейчас наиболее существенный удельный вес в экономике и наиболее неустойчивы.

Необходимы решительные действия по пресечению криминализации экономики, преобразования части АО в произ-водственные кооперативы, создания условий для появления и развития предприятий с собственностью работников.
Осуществление процесса создания эффективного и полноценного государственного сектора станет возможным на базе неизбежного возврата части АО в государственное хозяйство, создания казенных предприятий, но с такой сте-пенью хозяйственной свободы , позволяющей им быть экономически эффективными, а также на базе предприятий по производству и созданию перспективных технологий и экологической защиты.



Содержание раздела