Проблемы теории и методологии экономической науки


Экономическая безопасность России зависит от состояния национальной образовательной системы и её вхождения в мировое образовательное пространство. Сложившийся и функционирующий мировой рынок образовательных услуг является предметом научных дискуссий. Образование относится не только, согласно концепции ВТО, к сфере коммерческих услуг, но и к социально ответственным услугам.

В современном мире знания выступают самой ценной валютой ХХI века.
Сфера образования – это так называемая "новая экономика". Здесь обращаются огромные суммы бюджетных, корпоративных и семейных денег (только на внешнем рынке более 30 млрд долл. в год). Наибольший сегмент этого рынка занимают США, Канада и страны Западной Европы.

Россия на мировом рынке образовательных услуг выглядит более чем скромно, хотя она включена в международное образовательное сообщество, но является в нём в основном некоммерческой стороной. Если США на обучение иностранных студентов зарабатывает 17 млрд долл., то Россия – в 100 раз меньше – 140 млн долл.
По данным ЮНЕСКО число лиц, получающих высшее образование за пределами своих стран, неуклонно растёт. Если в 2001 г. их насчитывалось около 1 млн чел., то 2010 году прогноз составляет около 2,8 млн чел., а к 2025 г. – 4,9 млн человек.
Больше всего иностранных студентов в США – более 500 тыс. человек. Университет считается престижным, если в нём учатся иностранцы. В связи с этим, въезд в Америку для обучения облегчён, виза для студентов бесплатна, обучение ведётся только на английском языке.

Обучение, как правило, платное. В обычном университете плата составляет 10-12 тыс. долл. в год, в элитном – 30-36 тыс. долл. В 2003 г. иностранные студенты внесли в казну 17 тыс. долл.
Европа уступает США по числу иностранных студентов. Во Франции обучается 192 тыс. человек, в Германии – 130 тыс. человек. По специальной программе из разных стран в Европу приглашаются бакалавры для получения магистерской степени. Количество мест составляет 4000, затраты же на каждого студента – 1600 евро в год. Но европейские университеты, по сравнению с американскими, зарабатывают на иностранных студентах меньше, чем американские.

Там плата за учёбу символическая, дорого стоят учебники, проживание в частных квартирах и общежитиях.
Есть иностранные студенты и в российских университетах. Российское образование по своей фундаментальности – одно из ведущих в мире. К 2005 г. советские и российские вузы окончили более 600 тыс. иностранных студентов.

Из них 12 стали президентами своих стран. В университетах арабских стран половина профессоров – выпускники российских вузов. В 1990 г. в СССР обучалось 120 тыс. студентов из-за рубежа. Число их резко сократилось в период шоковых реформ.

Не было даже денег, чтобы отправить желающих уехать домой. В 1993 г. осталось только половина иностранных студентов. Это было моральной потерей для России.

Как правило, специалисты-выпускники вузов устанавливают деловые контакты, в том числе и по закупке оборудования, в тех странах, где они учились.
Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. В 2004 г. в нашей стране обучалось 90 тыс. иностранных студентов. В основном из Африки и Юго-Восточной Азии.

Студенты из европейских стран составляют всего 8,0 % (без стран СНГ).
Томский политехнический университет и 20 других российских вузов реализуют совместные образовательные программы с иностранными университетами. Реализуется возможность выдачи двойного диплома. Осуществлён перевод на английский язcк всех учебных дисциплин, входящих в федеральный компонент стандарта высшего образования.
Независимые эксперты в рейтинге университетов одно их первых мест отводят Московскому государственному университету, потом Сорбонне и Кембриджу. В Россию едут учиться студенты в основном из небогатых семей. Особой популярностью здесь пользуются медицинские и инженерные вузы. Привлекает цена и качество.

Российские вузы предоставляют образование, страховку, медицинское обслуживание и жильё. Стипендии выплачиваются за счёт посылающей страны. Иногда последние задерживают стипендии (Гвинея-Бисау), что вызывает волнения среди студентов.


Обучение одного иностранца обходится в 1,5 млн долл. в год. Часть расходов покрывается за счёт средств федерального бюджета, в том числе стипендии студентам некоторых стран. Плата за обучение в медицинских университетах составляет 1700-6000 долл. в год, в инженерных – 1200-3600 долл..[3, С.4] Однако и в этой сфере существуют некоторые ограничения.

Так, например, запрещено обучать иранских студентов по ядерным и ракетным технологиям. Что касается студентов из стран СНГ, то на равных условиях с российскими принимаются и обучаются студенты из Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В. Путин предложил принимать на бюджетной основе хотя бы 1,0 % студентов из стран СНГ.

Томский политехнический университет постепенно входит в мировое образовательное и рыночное пространство, становится одним из лидеров мирового образования. ТПУ награждён почётным слитком "золотой слиток", учреждённым высшим Женевским институтом бизнеса и управления. Это единственный в России университет, прошедший международную экспертизу и получивший сертификат менеджмента качества, соответствующий стандарту ISO 9001:2000. Аудитором была британская компания "Национальное общество по обеспечению качества". Образовательные программы ТПУ аккредитованы в ведущих международных организациях.

Это дало право с 2003 г. выдавать приложение к диплому европейского образца Diploma supplement.
Сегодня ТПУ ставит задачи:

  • попасть в рейтинг-листы, которые публикуются в США и других странах. Пока там есть только МГУ и МВТУ;
  • получить заказы для подготовки специалистов из стран Юго-Восточной Азии.

В ТПУ две категории иностранных студентов: бюджетные по заказам Министерства образования и науки и коммерческие. По государственным заказам обучают в 24 вузах России. В ТПУ учатся около 100 человек из-за рубежа. Это граждане Кипра, КНР, Вьетнама, Малайзии, Чехии, Ирана, Южной Кореи.

Из них по заказу – 40 человек, коммерческих – 60 человек.
Почему в Томске так мало иностранцев? Причин тому несколько, но основных две: суровая белая зима и нежелательное соседство с Сибирским химическим комбинатом (г. Северск). К концу 2005 г. в ТПУ предполагается довести число иностранных студентов до 300.

Стоимость обучения коммерческих студентов на английском языке составляет 3300 долл. в год, на русском 2700 долл. Это в 10 раз дешевле, чем в Великобритании (23-33 тыс. долл.).
Российские граждане так же едут учиться в зарубежные университеты. Этот процесс имеет свою историю. В Германии получил университетское образование М. Ломоносов. Для россиян были открыты двери и в Кембридже. Первым русским студентом в Кембридже был Григорьев.

Сейчас другие масштабы, в зарубежных университетах насчитывается около 20 тыс. россиян.
Образование считается полноценным, когда студент учился не менее чем в двух университетах разных стран. В России это возможно для семей богатых бизнесменов и высших чиновников. Но свыше 6 тыс. студентов ежегодно проходят обучение в 30 странах мира за счёт средств федерального бюджета.[4, C.5]
Студенты ряда российских университетов (в том числе ТПУ) получили возможность один семестр учиться в других странах. В 2003 г. было направлено 2500 студентов в Германию, Великобританию, Францию, Голландию, Австрию, Италию, США. С Францией и Италией заключены специальные соглашения.
Из ТПУ направлено на учёбу в зарубежные университеты на разные сроки обучения всего 137 студентов из 12 тысяч студентов дневного отделения.
Возвращаются на родину не все. Так было всегда. Например, Иван Грозный в 1609 г. направил на учёбу в Европу 7 человек, из которых никто назад не вернулся.

А из выпускников ТПУ, направленных в США для продолжения образования, осталось там работать 26 человек.
Как показывает жизнь, учиться за границей престижно, но карьеру лучше делать в России. На инженерных специальностях в аспирантуре в США редко встретишь американца. В основном это индусы, китайцы, русские.

Инженерная специальность для американца – не самый лёгкий путь к деньгам.
Главный смысл вхождения в мировое образовательное пространство – международное признание дипломов, их нострификация или конвертирование.
Есть международные соглашения о взаимном признании дипломов, в частности Гаагское и Вашингтонское соглашения. Гаагскую конвенцию подписали 56 стран: США, Япония, Испания, Италия, Израиль и другие. СССР хотя и присоединился, но не ратифицировал её. Члены Вашингтонского соглашения: США, Канада, Великобритания, Голландия, Австрия, Гонконг. Кандидатами в члены являются Германия, Сингапур, Малайзия.

СССР был кандидатом в кандидаты. По этим соглашениям международное признание имели бы (при ратификации) только дипломы СССР, но не России или Украины.
Россий заключены двусторонние соглашения более чем с 90 странами мира. Принимаются для нострификации дипломы только государственных университетов. Некоторые негосударственные вузы (Международная высшая школа, Современный государственный университет) обещают дипломы международного образца, но это обман. Российским университетам надо проходить аккредитацию, каждому по отдельности.

Это включает в себя взаимное признание программ (например, в области техники и технологии), взаимное признание документов об образовании по тем программам, которые аккредитованы.



Содержание раздела