Взаимодействие с культурой клиента является частью его понимания. Оно может охватывать ряд аспектов: часы работы, благоустройство рабочего места, одежду и др. Консультант по управлению – это независимый профессионал, который должен вписаться в организацию клиента на время выполнения задания и досконально знать все особенности его культуры.
19. Управление конфликтом
Как посредники изменений консультанты по управлению признают, что во время выполнения ими заданий возможно возникновение конфликтов. Они могут произойти в любое время и часто вызываются опасениями, что изменения отрицательно скажутся на организации и ее людях.
Важно предвидеть потенциальный конфликт и организовать задание таким образом, чтобы предусмотреть конструктивные способы его решения. Например, один из способов – создать руководящий комитет, который позволит менеджерам клиента отслеживать ход выполнения задания. Однако возможны случаи, когда такой комитет неуместен.
20. Поддержание отношений
После завершения задания, для выполнения которого был нанят консультант, он может:
1) прекратить отношения, считая, что задание было единственным проектом и нет ни нужды, ни возможности для оказания дополнительных профессиональных услуг, или 2) поддерживать и укреплять отношения с клиентом и в дальнейшем помогать клиенту в достижении его целей. Выбор зависит от новых возможностей, открывающихся перед консультантом либо у данного клиента, либо в другом месте, а также от состояния отношений с клиентом. Очевидно, что поддержание добрых отношений принципиально важно для того, чтобы клиент вновь обратился к тому же консультанту.
Процесс выполнения консалтингового задания
От первого контакта с клиентом и вплоть до стадии оценки выполнения задания профессиональный консультант по управлению осуществляет предписанный набор мер, объективно и независимо применяя свои навыки в решении проблем для удовлетворения конкретных потребностей клиента. Качество и достоверность результатов повышает применение при выполнении консалтингового задания методов управления проектами.
Начало выполнения задания
Как и у всех профессионалов, у консультантов по управлению есть лишь один шанс произвести хорошее первое впечатление. Он должен с самого начала неуклонно проводить курс на установление профессиональных отношений с клиентом и использование всех возможностей предоставления услуг.
21. Первый контакт
Консультант контактирует с новыми клиентами, продавая свои услуги. Программы маркетинга консалтинговых услуг обычно основаны на сочетании методов прямого и непрямого маркетинга.
Программы непрямого маркетинга исходят из того, что первый контакт инициируется клиентом. Клиент проявляет интерес к услугам консультанта вследствие его высокой репутации, хорошего отзыва одного из прежних клиентов консультанта, узнав о консультанте из справочников консультантов, из публикаций или познакомившись с ним на конференции.
Программы прямого маркетинга делают упор на выявление определенных клиентов и нацеливают на контакт с ними. Первичный контакт возможен в виде письма, телефонного звонка или личного визита.
22. Выявление и прояснение нужды клиента
Выявление и прояснение нужды клиента – это процесс установления консультантом сферы и характера потенциального задания. Сначала консультант пытается узнать и понять организационную культуру, властную структуру, готовность организации к изменениям и область ее деятельности. Затем он использует один или более методов из целого набора их, чтобы проверить правильность первоначального определения задания.
23. Исследование готовности к изменениям
Изменения – важный элемент консалтинговых заданий. Часто бывает, что ясно выявленную проблему трудно решить, если клиент не готов принять изменения. Исследование готовности клиента к изменениям очень важно для определения потенциального успеха.
Ряд признаков мог бы сигнализировать о готовности клиента принять изменения, в том числе наличие сторонника изменений, занимающего значительную должность, потенциальных проводников изменений в организации, четко очерченная сфера изменений и выяснение выгод от изменений.
Фактическая роль может часто меняться на разных стадиях осуществления задания. Типичные роли в порядке возрастания директивноести интервенций могут быть следующими:
«резонатор», или объективный наблюдатель;
процесс-консультант;
сборщик информации;
альтернативный обследователь;
сотрудник, решающий проблемы;
тренер/преподаватель;
технический эксперт;
«адвокат», защитник определенных взглядов.
Конкретные обязанности консультантов в ходе выполнения задания связаны с задачами и действиями, согласующимися с глобальной ролью консультанта в проекте и воспринимаемыми как необходимые для достижения поставленных целей. Важно, чтобы обязанности или конкретные задачи как консультанта, так и клиента были обстоятельно рассмотрены, согласованы, распределены и заранее документированы, а затем выполнялись с должным учетом меняющихся на протяжении задания обстоятельств.
29. Календарные планы и ответственность
Календарные планы – это планы, содержащие задачи или действия, которые предстоит выполнять в ходе задания, оценивающие время и устанавливающие временной график выполнения задач и ответственных за их выполнение. В простейшей форме календарные планы имеют вид графиков времени, рабочих планов или графиков Ганта (планов– контрольных графиков). Более сложные календарные методы, такие, как диаграммы по методам ПЕРТ (метод оценки и пересмотра планов) и СРМ (метод критического пути), помогают отобразить взаимопереплетения и взаимозависимости задач. Ответственность за конкретные задачи означает принятие на себя права выполнения этих задач.
Ответственность устанавливается в календарном плане указанием лиц, выполняющих задачи, и средств осуществления функций планирования, мониторинга и контроля в управлении проектом.