Рабочий план.


30. Сметы и расчет гонораров
Оценочные сметы – это прогнозы выплат гонораров за выполнение консалтингового задания. Сметы, как правило, основываются на рабочей программе и календарном плане. Реалистичные сметы требуют описания задач, которые надлежит выполнить, предлагаемого времени консультанта, затрачиваемого на выполнение этих задач, и почасовых или дневных ставок гонораров, взимаемых за работу.
Затраты и время являются ключевыми факторами, определяющими смету гонораров. Календарный план, на котором основывается смета гонораров, может быть неточен, и консультант не всегда полностью контролирует проект и темпы его выполнения. В результате часто бывает трудно точно рассчитать необходимое время и затрачиваемые усилия, поэтому принято занижать ставки гонораров и завышать количество человеко-дней, если только в смете гонораров не предусматриваются переносы сроков.
В большинстве случаев гонорары за консультирование рассчитываются на основе времени и стандартных ставок, которые включают покрытие прямых расходов консультанта, отчисления на накладные расходы и учитывают составляющую прибыли.
Есть и другие подходы к расчету гонораров, основанные на времени, в том числе:
смета единовременной выплаты гонорара;
ступенчатый подход к выплатам, когда рассчитываются отдельные сметы гонораров за завершение каждого этапа работы или достижение определенных результатов;
оплата непредвиденных расходов по итогам проекта;
снижение стандартных ставок гонораров, исходя из возможностей или готовности клиента оплатить услуги.
Случайные расходы наличных средств в процессе выполнения задания, как правило, предъявляются клиенту к оплате отдельно от гонорара за консультирование.
Кодексы профессионального поведения могут запрещать или не одобрять методы оплаты, которые будут негативно сказываться на независимости консультанта или качестве результатов.
31. Внесение изменений
Не всегда возможно достаточно хорошо разобраться в условиях до начала выполнения задания, чтобы все шло «по плану». Могут потребоваться изменения в предлагаемом рабочем плане, и разумно было бы их предусмотреть. В предложении консультантом услуг можно указать механизм внесения необходимых изменений в первоначально предложенный рабочий план.

Такие меры обычно касаются изменений рамок рабочей программы консультанта, предлагаемых продуктов и гонораров за профессиональные услуги.
Когда это происходит, то незначительные изменения (которые материально не скажутся на ходе выполнения задания и объеме требуемых от консультанта усилий) можно обговорить с клиентом устно. Более существенные изменения, если они потребуются, должны стать предметом отдельного приложения к оригиналу письма-соглашения или контракта.
Управление проектом
Процесс управления оказанием профессиональных услуг требует действий, включающих планирование, мониторинг, корректировку и коммуникацию. Задача может быть простой, когда участвуют один консультант и представитель клиента. Но она может быть и весьма сложной, когда участвуют большая команда профессионалов и громоздкий руководящий комитет, призванный улаживать конфликтные ситуации.
32. Постановка целей
В предложении профессиональных услуг консультант обычно указывает цели задания. Надлежащий подход к заданию требует, чтобы были выработаны нижеследующие (или, возможно, более подробные) формулировки целей, которых нужно достичь в ходе выполнения задания:
перечень намеченных результатов задания, исходящих из потребностей клиента;
ограничения по срокам, если они есть;
перечень ожидаемых продуктов и других результатов.
Эти цели часто укладываются в рамки концептуальных временных структур (фаз) и привязываются к определенным этапам, которые консультант намерен достичь в ходе работы.
33. Планирование работы
Достижение запланированных этапов и производство предлагаемых продуктов или результатов обеспечиваются размеренным ходом работы в результате последовательного сбора информации, анализа и выработки заключений и рекомендаций. Задачи, поставленные и решаемые на каждом этапе, а также связанные с ними продукты/результаты следует планировать в деталях, чтобы достижение каждой задачи можно было измерить количественно и качественно.


После того как задачи описаны, консультант может рассчитать время и степень усилий, необходимых для их выполнения. Результатом этой работы является рабочий план.
34. Поручение задания
Надлежащее составление рабочего плана потребует соответствующих профессиональных навыков. В обязанности менеджера входит поручение задач консультантам с таким расчетом, чтобы их навыки и умения наилучшим образом соответствовали предъявляемым требованиям.

35. Управление командой
Если для выполнения задания требуется более одного профессионального консультанта, менеджеру проекта придется руководить командой. Для этого, в частности, необходимо, чтобы:
члены команды имели исчерпывающее представление о своих заданиях;
работа выполнялась в срок;
работа велась на высоком уровне и приводила к качественным результатам.
В обязанности менеджера проекта входит мотивация членов команды для достижения целей задания. Он также должен отслеживать ход работы в направлении достижения этих целей, контролируя соблюдение сроков, бюджета и качества.
36. Управление бюджетом
В рабочем плане последовательно перечисляются задачи и требуемые объемы ресурсов. В обязанности менеджера проекта входит контроль за темпом расходования бюджета и реализацией целей, включая достижение результатов, предусмотренных заданием. Таким образом, менеджер проекта постоянно должен быть в курсе того, выполняется ли задание с опережением или с отставанием по срокам и выплатам гонораров.
37. Промежуточная отчетность
Большинство клиентов хотят, чтобы их постоянно информировали о ходе выполнения консультантом задания. Промежуточные отчеты – устные или письменные, неофициальные или официальные – позволят клиенту следить за процессом консультирования от начала сбора информации до выработки окончательных рекомендаций.
38. Документация
Профессиональный консультант по управлению осуществляет свою деятельность в высшей степени четко, начиная со сбора и анализа информации и кончая выводами и рекомендациями. Как правило, это требует ведения рабочих бумаг, к которым можно обратиться в случае необходимости. Тем самым консультант сможет более тщательно обосновать свои выводы и рекомендации.
Консультант должен в самом начале задания (или даже на стадии подачи предложения услуг) согласовать виды официальных документов, которые клиент хотел бы получить к моменту завершения работы.
39. Обеспечение качества
Консультант обязуется обеспечить профессиональные услуги, ведущие к определенным результатам одинаково понимаемого сторонами качества, за определенный гонорар. Важно отслеживать соблюдение качества услуг и продуктов/результатов. Этого легче достичь, когда задачи и результаты четко сформулированы с самого начала (чем облегчается текущий контроль за выполнением плана) и клиента держат в курсе дела.
40. Контроль ущерба
Иногда задания выполняются не так, как было запланировано, и клиент остается недоволен результатами. В этом случае консультант стремится ограничить отрицательные последствия, вызванные: 1) недовольством клиента; 2) потенциальным негативным резонансом; 3) экономическими издержками завершения задания ко взаимному удовлетворению. Степень ущерба и объем необходимого контроля будут минимизированы, если консультант оптимально планирует задание, проверяет бюджет, контролирует качество и информирует клиента.

41. Завершение
Завершение – это заключительная стадия задания. В рамках принятого внутреннего распорядка на фирме консультанта завершение может состоять из серии более или менее формальных шагов, включающих обсуждение постфактум результатов, окончательную подготовку рабочих бумаг и выставление окончательного счета.
Завершение работы с клиентом не следует датировать тем днем, когда был представлен окончательный отчет или проведена презентация. Завершение наступает, когда клиент и консультант согласятся, что задание выполнено, т. е. все поставленные задачи выполнены и ожидаемые результаты достигнуты и предоставлены.
Решение проблемы
Решение проблемы составляет квинтэссенцию пользы, которую приносит клиенту вмешательство консультанта по управлению. Рабочий план консультанта – это инструментарий, с помощью которого он снимает груз проблемы с клиента. Рабочий план охватывает один или несколько шагов или методов (необязательно в указанном порядке).
42. Изоляция проблемы
Проблема, с которой предстоит иметь дело во время реализации консалтингового проекта, часто представляет собой озабоченность, затруднение или вызов, на которые указывает клиент, желая получить помощь или решение. Во многих случаях клиент определяет проблему или симптом, требующие внимания, но фактически не называет подспудных причин. Большинство консалтинговых заданий требуют предварительного диагноза проблемы в той или иной форме, чтобы изолировать (выделить) проблему, требующую внимания, и установить характер и рамки остального проекта.



Содержание раздела