Основы консультирования по экономике и управлению


1. ВВЕДЕНИЕ. КОНСАЛТИНГ И ЭКОНОМИКА
Консультирование по экономике и управлению является специальной сферой приложения экономических знаний, отличающейся как от их непосредственного применения в управлении экономическими процессами, так и от преподавания. Оно представляет собой также особую сферу услуг и составную часть инфраструктуры рыночной экономики.
Преподаватель экономики должен ориентироваться в этой сфере, чтобы с учетом современных направлений в этой области преподавать соответствующий курс студентам, аспирантам или на курсах повышения квалификации осуществлять самостоятельные консалтинговые проекты. Обе задачи взаимосвязаны: чтобы преподавать современную экономику, особенно экономику России, недостаточно иметь только книжные знания. Осуществление консалтинговых проектов дает преподавателю тот практический опыт, который он может передать затем студентам. Студенты же, прослушавшие курс Основы консалтинга, смогут яснее представлять себе потребности и проблемы реальных предприятий и организаций, понять, как осуществляются экономические процессы на практике. Кроме того, они уже со студенческой скамьи начнут готовиться к реализации своих экономических знаний в форме консалтинговых услуг.

Автор выражает благодарность за помощь в технической подготовке Рукописи сотрудникам Ассоциации консультантов по экономике и Управлению (АКЭУ) А. Е. Даукште, В. Е. Лузину, Л. В. Котелевской, O. H. Аносовой, а также члену АКЭУ О. В. Турчаниновой. Подраздел Процесс лабораторного обучения раздела 2.7 подготовлен при  участии Л. В. Чукиной
1.1.Определение консалтинга
В соответствии с определением, данным Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO – ФЕАКО), менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации*.

*FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P. 2.

Термин менеджмент-консалтинг, зародившийся в англоязычных странах* часто не совсем верно переводят как управленческое консультирование, что наводит на мысль о консалтинге как чисто управленческой сфере знаний. Более адекватным, на наш взгляд, является перевод консультирование по экономике и управлению, которого мы и придерживаемся в данном пособии. Это позволяет отнести консалтинг по большей мере к экономическим и бизнес-дисциплинам.

*Тот факт, что менеджмент-консалтинг как вид профессиональной деятельности возник в англоязычных странах (прежде всего в США), обусловил англоязычный характер его терминологии в целом, поэтому в данной книге мы избрали путь максимального приближения русского перевода терминов к их англоязычному звучанию, с тем, чтобы отразить сложившуюся мировую практику.

Дело в том, что термин менеджмент означает, прежде управление в сфере экономики, бизнеса, предпринимательства. Разумеется, существуют общие для всех видов управления законы, но им посвящены такие области знаний, как кибернетика, общая теория систем, исследование операций и т. д. В понятии менеджмент в качестве объекта управления выступают деловые процессы и именно они обусловливают специфику консультирования по менеджменту. В этом контексте даже политический консалтинг может быть отнесен к бизнес - дисциплинам, поскольку политическая карьера в странах с рыночной экономикой и демократическими системами также может рассматриваться как сфера предпринимательства.
Ниже приводится классификация консалтинговых услуг, применяемая в Европейском справочнике-указателе консультантов по управлению, который издается под эгидой ФЕАКО (табл. 1).

Таблица 1
Виды консалтинговых услуг (согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по управлению)
1. Общее управление
1.01 определение эффективности системы управления
1.02 оценка бизнеса
1.03 управление нововведениями
1.04 определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка
1.05 диверсификация или становление нового бизнеса
1.06 международное управление
1.07 оценка управления

1.08 слияния и приобретения
1.09 организационная структура и развитие
1.10 приватизация
1.11 управление проектом
1.12 управление качеством
1.13 реинжиниринг
1.14 исследование и развитие
1.15 стратегическое планирование
1.16 бенчмаркинг
1.17 поиск партнеров
1.18 внутренний менеджмент
1.19 управление экспортом и импортом
1.20 кризисное управление
2. Администрирование
2.01 анализ документооборота
2.02 размещение или перемещение отделов
2.03 управление офисом
2.04 организация и методы управления
2.05 регулирование риска
2.06 гарантии безопасности
2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение
3. Финансовое управление
3.01 системы учета
3.02 оценка капитальных затрат
3.03 оборот фирмы
3.04 снижение себестоимости
3.05 неплатежеспособность (банкротство)
3.06 увеличение прибыли
3.07 увеличение доходов
3.08 налогообложение
3.09 финансовые резервы
4. Управление кадрами
4.01 профессиональное движение и сокращение штатов
4.02 культура корпорации
4.03 равные возможности
4.04 поиск кадров
4.05 отбор кадров
4.06 здоровье и безопасность
4.07 программы поощрения
4.08 внутренние связи
4.09 оценка работ
4.10 трудовые соглашения и занятость
4.11 обучение менеджменту
4.12 планирование рабочей силы
4.13 мотивация
4.14 пенсии
4.15 анализ функционирования
4.16 психологическая оценка
4.17 вознаграждение
4.18 повышение квалификации работников
4.19 разрешение конфликтов
4.20 тренинг
5. Маркетинг
5.01 реклама и содействие сбыту
5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью
5.03 послепродажное обслуживание заказчиков
5.04 дизайн
5.05 прямой маркетинг
5.06 международный маркетинг
5.07 исследование рынка
5.08 стратегия маркетинга
5.09 разработка новой продукции
5.10 ценообразование
5.11 розничная продажа и дилерство
5.12 управление сбытом
5.13 обучение сбыту
5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование
6. Производство
6.01 автоматизация
6.02 использование оборудования и его техническое обслуживание
6.03 промышленный инжиниринг
6.04 переработка материалов
6.05 регулирование внутреннего распределения материалов
6.06 упаковка
6.07 схема организации работ на предприятии
6.08 конструирование и совершенствование продукции
6.09 управление производством
6.10 планирование и контроль за производством
6.11 повышение производительности
6.12 закупки
6.13 контроль качества
6.14 управление запасами
6.15 эргономика
6.16 управление материалами
7. Информационная технология
7.01 системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления
7.02 применение компьютеров в аудите и оценке
7.03 электронная издательская деятельность
7.04 информационно-поисковые системы
7.05 административные информационные системы
7.06 проектирование и разработка систем
7.07 выбор и установка систем
7.08 внутренний аудит информационных систем
7.09 восстановление информационных систем
8. Специализированные услуги
8.01 обучающее консультирование
8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой
8.03 инженерный консалтинг
8.04 экологический консалтинг
8.05 информационный консалтинг
8.06 юридический консалтинг
8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению
8.08 консалтинг в государственном секторе бизнеса
8.09 консалтинг по телекоммуникациям

Классификация, приведенная в табл. 1, является в основном предметной, т. е. разбивка консалтинга на виды осуществлена в соответствии с видами менеджмента. Консультанты не реализуют самих функций управления, а дают рекомендации по их выполнению.
Большая часть названий видов услуг, перечисленных в приведенном классификаторе (оценка бизнеса, определение конкурентоспособности, диверсификация или становление нового бизнеса, снижение себестоимости, неплатежеспособность, финансовые резервы, стратегия маркетинга, схема организации работ на предприятии и т.д.), непосредственно указывает на то, что объектом консультирования является экономика. Но и такие виды услуг, как размещение отделов, гарантии безопасности или информационно-поисковые системы, рассматриваются консультантами по менеджменту как составные части экономических процессов.
Следует отметить еще одну особенность сформировавшегося в России в дореформенные годы понятия управленческое консультирование. Этот термин был перенесен из зарубежной литературы не экономистами, а социологами и психологами. Именно они начиная с 70-х гг. стали употреблять его в теоретических работах, а также (что более важно) применять западную методологию и понятийный аппарат консалтинга на практике.

Произошло это по той причине, что хотя на Западе консалтинг – в основном деятельность экономистов, но в Советском Союзе экономика не была рыночной. Однако психологи и социологи, профессиональная деятельность которых возобновилась в СССР в 60-е гг. после перерыва, вызванного идеологическими и политическими причинами, могли более свободно переносить в советскую действительность методы и инструментарий западных консультантов, так как объектом их профессиональных интересов являются люди, а различия между людьми разных стран всегда меньше, чем между экономическими процессами. В силу этого в российском дореформенном понимании закрепился термин управленческое консультирование, который трактовался как предоставление советов и рекомендаций в области управления людьми вообще.

В этом смысле рамки консалтинга становятся, с одной стороны, шире (так как охватывают не только экономическую сферу деятельности людей), а с другой – гораздо уже, поскольку консультированием занимались не экономисты, а специалисты по человеческим отношениям. Тем самым экономический и предпринимательский пласт этих отношений выпадал из сферы внимания или, во всяком случае, рассматривался наряду с другими и, следовательно, поверхностно.



Содержание    Вперед