Связь менеджмент-консалтинга и других видов профессиональных услуг



Схема 2
Связь менеджмент-консалтинга и других видов профессиональных услуг*

*При построении данной схемы, а также последующем описании профессиональных услуг использованы (с учетом российской специфики) положения книги: Kubr M. How to Select and Use Consultants, A Client's Guide. Geneva: ILO, 1993.
В российской практике иногда всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг по экономике и управлению называют обобщенным термином консалтинг. Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений определяют в этом случае термином менеджмент-консалтинг или управленческое консультирование.
В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса). В этом аспекте можно дать ему следующее определение.
Консалтинг – это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.
В коммерческом, предпринимательском характере предоставления интеллектуальных услуг в области экономики и управления заключается принципиальное отличие консалтинга от научно-внедренческой деятельности, которая существовала и в странах с плановой экономикой. Отличие это того же порядка, что и отличие рыночной экономики от централизованно планируемой хозяйственной деятельности вообще. Если первая регулируется законами рынка (конкуренция, спрос, предложение и т.д.), то вторая основывается на принуждении и администрировании, что и порождает ее относительную неэффективность*.
*В данном пособии, написанном для преподавателей-экономистов, видимо, неуместно подробнее рассматривать отличия рыночной экономики от плановой. Следует лишь отметить, что автор здесь и в дальнейшем рассматривает рыночный характер научно-внедренческой деятельности в форме консалтинговых услуг в качестве ключевого фактора для понимания специфики консалтинга как предмета исследования.

1.2. Возникновение, современное состояние и перспективы развития консалтинга в мире
В самом широком смысле слова консультирование как форма дачи независимых советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. Однако как вид профессиональной деятельности оно зародилось сравнительно недавно.
Другие виды профессиональных услуг бизнесу возникли раньше, чем консультирование. Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг – консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова.

Одним из первых профессиональных консультантов в этой области стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор (автор известной системы тейлоризма). Первая фирма по менеджмент - консалтингу – Служба исследований бизнеса (Business Research Services) была образована в 1914 г. в Чикаго. В 20–30-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40–50-е гг. – и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).
Консалтинговый бум 50–60 гг., названный золотым веком консалтинга и связанный с ускоренным послевоенным развитием экономики, привел к усилению его значения как элемента рыночной инфраструктуры. В 70–80-е гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался и сохранял устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды мировой экономики. Консалтинговые услуги дифференцировались, и их перечень возрос до более чем 100 видов (согласно классификации ФЕАКО – см. табл.

1).
По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых странах мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. дол., в Европе – 8 млрд., в Японии – 2,5 млрд. дол., а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. Следует иметь в виду, что вышеприведенные данные показывают чистый оборот менеджмент - консалтинга; при учете других профессиональных услуг (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастает в несколько раз*.


*В США, например, годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению составляет около 50 млрд. дол.
Существует интересная закономерность в распределении объема консалтинговых услуг в мире. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее огосударствленной. Такая корреляция объясняется, на наш взгляд, тем, что консалтинг представляет собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, альтернативную централизованной.

Консалтинг, являясь методом внедрения научных знаний в экономику, выполняет те функции ее рационализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление.
Большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая из них обычно имеет филиалы в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.
Ниже приведена информация о 30 крупнейших консультационных фирмах мира (табл. 2).
Таблица 2
30 крупнейших общемировых консалтинговых фирм*

*Информация предоставлена издательско-информационной фирмой Lafferty Group (IDA Tower, Perse St, Dublin 2, Ireland). Периодически происходят слияния крупнейших консалтинговых фирм или, наоборот, из них выделяются специальные подразделения. В частности, в 1998 г. произошло слияние фирм Price Waterhouse и Coopers and Lybrand в единую фирму под названием Price Waterhouse Coopers.



Продолжение табл. 2













Продолжение табл. 2















Продолжение табл. 2


Из 30 перечисленных в табл. 2 фирм 21 (70%) американского происхождения, 4 – английского, 2 – французского, по одной – немецкого, голландского и канадского.
Пять из них – Делойтт энд Туш , Эрнст энд Янг, КПМГ, Артур Д. Литтл и Прайс Вотерхауз Купере, имеющие наибольший оборот (более 5 млрд. дол. в год каждая), называют большой пятеркой. Следует, правда, отметить, что по своему происхождению они являются не менеджмент - консалтинговыми, а аудиторскими. До сих пор основным источником дохода для них является аудит, поэтому оборот менеджмент - консалтинговых услуг в этих фирмах не больше, чем у чисто консалтинговых фирм, приведенных в табл. 2.
На перечисленные крупнейшие консалтинговые фирмы приходится около 50% мирового оборота консалтинговых услуг.
В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов (Иокогама, 1996 г.) констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики – индустрией, находящейся в процессе становления*.
*Management Consultants 1996 World Conference The Roles and Activities of the Consulting Business towards the 21st Century. Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P. 165–167.

В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из , индивидуально-профессиональной деятельности (такой, например, как профессиональная деятельность художника или писателя) в индустрию рассматривается тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Кроме того, о превращении консультирования в индустрию консалтинга свидетельствуют все большая технологизация его методологии (подробнее см. раздел 2.7 данного пособия), развитие стандартизации качества услуг и рост материально-технической оснащенности работы консультантов. В качестве признака недостаточной развитости консалтинговой отрасли рассматривается отсутствие индустриальных методов подготовки самих консультантов. В отличие от обучения, например, инженеров она осуществляется в основном в процессе работы или в рамках внутрифирменного обучения (см. гл. 4).

Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канада), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.
В странах Центральной и Восточной Европы, а также в республиках бывшего СССР консалтинг как деятельность независимых фирм, реализующих свои услуги на рыночных началах, возник лишь в конце 1980-х гг.
Согласно проведенному в 1996 г. обследованию мирового рынка консалтинга* основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля.

*См.: International Comparative Study of Management Consulting Services published by All Japan Federation of Management Organizations (Zen-Noh-Ren). Tokyo. 1996.

Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.



Содержание раздела