Официальные отчеты, завершающие выполнение задания, обычно содержат следующие элементы (в том порядке, который наиболее подходит клиенту):
краткое содержание проекта;
оглавление;
техническое задание;
исходные данные и подход;
рамки и цели;
наблюдения;
выводы;
рекомендации;
приложения. 56. Устные презентации
Устные презентации представляют собой форум для обмена информацией между клиентами и консультантами. Они служат разнообразным целям в зависимости от стадии задания. Степень их формальности также варьирует обычно в зависимости от конкретных обстоятельств, требующих проведения презентаций.
Это может быть неформальная презентация, проводимая в офисе клиента, или формальная, проводимая, например, в зале заседаний перед большой аудиторией.
Для того чтобы презентации были эффективными, необходимо следующее:
знание аудитории;
знание целей презентации, посланий, которые предстоит передать, и/или вопросов, на которые придется отвечать;
достаточное время для подготовки материалов, включая визуальные средства;
достаточное время для репетиции;
хорошие навыки проведения презентации.
Навыки презентации можно приобрести, успешно действующие консультанты адаптируют свой стиль к нуждам своих аудиторий. Однако главное в эффективных устных презентациях – энтузиазм выступающего. Ситуация управления
Как независимые советники по процессу управления консультанты должны ориентироваться в аспектах управленческой среды их клиентов. К этим аспектам относятся экономические, юридические и общественно-политические. 57. Экономические аспекта
Экономическая среда управления включает: состояние рынков сбыта организации; оперативность перевода платежей, стабильность денежных потоков; стоимость ресурсов на всем протяжении стоимостной цепочки; применяемые фискальные режимы. Консультанту особенно важно учитывать:
в области макроэкономики – сбалансированность и монетарные проблемы; инфляцию, безработицу и их рост; торговые балансы, движение капиталов и обменные курсы; структуру экономической политики;
в области микроэкономики – спрос и предложение; эластичность, рыночные структуры и конкуренцию; рынки труда и заработную плату; анализ соотношения издержек и прибыли. 58. Юридические аспекты
Закон – это формальные правила и процедуры, по которым должно жить конкретное общество. Он охватывает личный, корпоративный и государственный уровни поведения. Ключевыми элементами для изучения являются:
организация бизнеса, правила и обязанности;
контракт и ответственность;
страхование;
права на интеллектуальную собственность;
налогообложение лиц и организаций, льготы в целях стимулирования;
антитрестовское законодательство. 59. Общественно-политические аспекты
Политика – это борьба за власть и ее использование. Для целей менеджмента ее нужно подразделить на политическое положение организации, структуру власти в связи с распоряжением ресурсами внутри организации, внутреннюю политику, т.е. манипулятивное влияние. Важнейшими элементами политической среды являются:
политическая структура и партийные цели;
осуществление влияния и лоббирование;
законодательный процесс;
деловая этика;
этнические проблемы;
индустриальные отношения;
экологическая и социальная ответственность. Управленческая деятельность
Консультант по управлению должен быть хорошо образован по основным дисциплинам менеджмента (планирование, организация, оперативное руководство, контроль и стратегическое руководство). 60. Планирование
Планирование – это процесс, ведущий к достижению цели путем определения и распределения во времени действий, которые надлежит предпринять в соответствии с данной целью. По уровню планирование может быть стратегическим, тактико-оперативным или проектным.
Менеджмент-план излагает цели проекта и способы управления им так, чтобы создать среду, в которой может осуществляться контроль. Менеджмент-план обычно состоит из следующих разделов:
оценка спроса/потребностей;
цели и задачи бизнеса;
организация и коммуникация;
контрольные цифры бизнеса. 61. Организация работ
Организация работ – это систематическое определение и распределение действий или задач между лицами и группами с обязательным распределением обязанностей и ответственности между ними для достижения общих целей.
Ее необходимыми элементами являются:
постановка целей и задач;
планирование человеческих ресурсов;
делегирование, полномочия и влияние;
проектирование рабочего места и содержания работы;
оценка/анализ работы;
управление рабочим временем. 62. Оперативное руководство
Оперативное руководство – это та часть деятельности менеджера, посредством которой он влияет на поведение лиц и групп в направлении достижения желаемого результата. Успешность руководства зависит от личности менеджера и его умения строить человеческие отношения таким образом, чтобы сочетались внутренние и внешние нужды возглавляемой им группы. Это мастерство, и потому ему можно научиться, хотя личность менеджера является самодовлеющим фактором, влияющим на эффективность его оперативного руководства.
Оперативное руководство может осуществляться единолично (директивный или харизматический подход), партнерски (приходи и присоединяйся ко мне в бизнесе) или исподволь (легкая, корректирующая рука на руле). Некоторые руководители пользуются исключительно каким-нибудь одним стилем руководства, другие меняют свой стиль в соответствии с потребностями ситуации или группы. К оперативному руководству, в частности, относятся следующие вопросы:
определение направления;
мотивация;
представительство;
развитие;
убеждение и влияние;
контекст один на один; команды; сводная группа; организация. 63. Контролирование
Контроль – это средство, с помощью которого руководство направляет предприятие на достижение своих целей, корректирует направление деятельности, когда меняются обстоятельства. Это непрерывная деятельность и представлена всеми методами и процессами, которые обеспечивают следование избранным курсом, способствуют повышению производительности труда и снижению риска. Руководство отвечает за осуществление и поддержание контроля.
Можно выделить следующие элементы контроля:
постановка целей;
выработка планов, курса и процедур;
распределение обязанностей;
измерение и проверка результатов работы;
принятие корректирующих мер;
истолкование статистики. 64. Стратегическое руководство
Стратегическое руководство включает решение о направлении деятельности организации – определение перспективы компании, а также стратегии и организации, необходимых для достижения перспективы. Оперативное руководство включает определение:
перспективы компании;
стратегических ценностей;
стратегических организационных альтернатив.
Процессы управления
Консультанты должны быть знакомы со всем разнообразием процессов управления их клиентов, даже если они не эксперты. Широта знаний (в противоположность глубине знаний специалиста) дает консультанту понимание принципов различных процессов управления. Это помогает ему оценивать сложность проблем управления и определять виды профессиональных ресурсов, необходимых для их решения. 65. Постановка целей
Постановка целей – это процесс установления того, чего хочет организация или чего ей требуется достичь в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Процесс затем должен нисходить через организацию к менеджерам и отдельным сотрудникам, которые устанавливают свои цели, что позволяет эффективно делегировать полномочия.
Элементы такого процесса следующие:
определение миссии;
управление по целям;
подотчетность;
ответственность;
делегирование;
эффективность;
ориентация на результат в противоположность ориентации на деятельность;
измерение результатов работы;
оценка результатов работы. 66. Организационный анализ и развитие
Организационный анализ является процессом определения наиболее эффективной общей системы, которая позволит достичь специфических целей организации.
Организационное развитие – это ответ на изменения, сложная образовательная стратегия, направленная на изменение убеждений, отношений, ценностей и структуры организаций так, чтобы они могли лучше адаптироваться к новым технологиям, рынкам и вызовам, а также к темпу самих изменений.
Необходимо выделить следующие элементы организационного анализа:
организационные структуры и теория;
производительность организации и ее измерение;
организационно-культурные изменения;
изложение миссии, коренные ценности и цель;
инструменты и подходы к организационному развитию, например, создание сплоченной команды, тренинг - группы, анализ силового поля;
групповое поведение. 67. Финансовое планирование и финансовый контроль
Финансовое планирование и финансовый контроль – это набор аналитических приемов и методов контроля, позволяющий руководству представить осуществление курса организации в количественном и стоимостном выражении, а затем сравнить результаты работы с планами и понять причины расхождений.
Финансовое планирование включает следующие элементы:
анализ объема и прибыли;
калькуляцию издержек производства;
анализ бюджетирования и отклонений;