Пример расчетов


Среднесписочная численность работающих составляет 303 человека.
Фирма ЗАО «Центропечать» занимается распространением печатной продукции. Являясь одной из самых крупных розничных сетей, имеет 154 торговых точки (киоска) во всех административных округах г. Москвы.
Земельных участков в собственности у организации нет. Земельные участки по г. Москве под установку киосков используются в соответствии с Декларациями и Договорами краткосрочной аренды, выданными Московским земельным комитетом.
Видами деятельности организации является оптовая и розничная продажа периодических печатных изданий и книжной продукции, сдача имущества в аренду, оказание информационно-консультационных услуг, комиссионная торговля.
В фирме ведется раздельный учет затрат по реализации товаров, а также по видам деятельности (оказание услуг, торговая деятельность), что отражено в учетной политике предприятия.
Для целей налогообложения предприятие использует метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по моменту отгрузки продукции и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
Списание произведенных расходов осуществляется пропорционально торговой выручки от реализации (или пропорционально торговой наценке для торговли)
Согласно учетной политике амортизация по основным средствам производится в течение нормативного срока их использования по нормам, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22.10.1990г. № 1072. [22]
При определении налогооблагаемой базы фирма пользуется следующими льготами:
- по налогу на добавленную стоимость: в соответствии с НК РФ часть II гл. 21 ст. 149 п. 3 подпункт 17, 21 от НДС освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации всем потребителям, в т.ч. через розничную сеть.
- по налогу на прибыль в соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ « О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15.06.2000 г. № 62 п. 4.7 не подлежит налогообложению прибыль, полученная от распространения периодических печатных изданий и книжной продукции в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Фирма не является получателем бюджетного финансирования, также не получает и не использует государственную помощь, предоставляемую коммерческим организациям, являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в т.ч. в виде ресурсов, отличных от денежных средств. Таким образом, взаимоотношения предприятия с бюджетом проходят только через налогообложение. При этом предприятие имеет право использовать все предоставляемые законодательством льготы по уплате установленных налогов.
Анализ данных взаимоотношений позволил выявить ряд особенностей, характерных для рассматриваемого предприятия, а также внести ряд предложений по оптимизации налогообложения, рассмотреть пути минимизации налогов и наиболее полного использования льгот.
Минимизация налогов компании не имеет ничего общего с уклонением от уплаты налогов. И когда действующее законодательство позволяет в определенных случаях уменьшить (или вообще сократить до нуля) суммы налоговых выплат, организация имеет полное право этим воспользоваться. Итак, можно предложить следующее.
В организации не используется ускоренный метод начисления амортизации на активную часть основных средств, в частности на компьютерную технику. Хотя, Минэкономики России в своем письме от 17.01.2000г. № МВ-32/6-51 «О применении ускоренной амортизации на персональные компьютеры» [17] отнесло персональные компьютеры к активной части основных фондов, по которым можно начислять ускоренную амортизацию, порядок применения механизма которой утвержден постановлением Правительства РФ от 19.08.1994г. № 967. [21] При применении ускоренной амортизации, единые нормы амортизационных отчислений для целей налогообложения увеличиваются в 2 раза. Использование ускоренного метода начисления амортизации на компьютерную технику позволило бы предприятию сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также привело бы к уменьшению налога на имущество.

В настоящее время предприятия могут использовать для целей налогообложения метод определения выручки «по отгрузке» или «по оплате». Учитывая, насколько остро в нашей стране стоит проблема неплатежей, предприятиям целесообразно платить налоги «по оплате». Но, как отмечалось ранее, ЗАО «Центропечать» согласно утвержденной учетной политике уплачивает налоги по методу начисления, т.е. «по отгрузке», и в то же время у организации числится значительная дебиторская задолженность покупателей.

Таким образом, фирма обязана перечислять все налоги в бюджет еще до того, как реально получает денежные средства за проданную продукцию, что, на мой взгляд, не лучшим образом сказывается на ее финансовом положении.
Статья 236 НК РФ предоставляет возможность сокращения сумм налогов, перечисляемых в государственные социальные фонды. Так, любые выплаты организации в пользу физических лиц за счет чистой прибыли не облагаются единым социальным налогом (ЕСН). Такое положение кодекса позволяет частично заработную плату работникам платить за счет чистой прибыли, не начисляя при этом ЕСН.

Так как предельная ставка ЕСН (35,6%) больше ставки налога на прибыль, начисление заработной платы за счет чистой прибыли может быть более выгодно, чем отнесение этих выплат на себестоимость. Кроме того, имея как распространитель печатной и книжной продукции льготу по налогу на прибыль в части зачисляемой в федеральный бюджет, ЗАО «Центропечать» может использовать подобный вариант минимизации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 6 Закона № 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль может быть уменьшена на суммы, направляемые предприятиями отраслей материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона № 2116-1 эта льгота не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 50%.
Согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) торговля (код ОКОНХ 71100, 71200) относится к сфере материального производства, поэтому при осуществлении капитальных вложений фирма также имеет право на применение и этой льготы.
Поэтому ЗАО «Цетропечать», начисляя частично заработную плату, например, в виде премий, за счет чистой прибыли, может существенно сэкономить свои платежи в бюджет. Однако, выплаты премиальных из чистой прибыли должны обосновываться внутренней нормативной документацией, причем необходимо, чтобы их нельзя было трактовать как выплаты стимулирующего характера, премии за производственные результаты и т.п. Иначе к организации могут быть предъявлены претензии по поводу занижения налогооблагаемой базы по ЕСН, связанной с неверным определением прибыли.
Пример расчетов приведен в таблице 2.

Таблица 2.

С вступлением в силу 25 главы НК РФ «Налог на прибыль организаций» многие льготы по налогу будут отменены. В частности, льгота, предоставляемая редакциям СМИ, издательствам, информационным агентствам и распространителям печатной продукции. Планируется, что инвестиционная льгота будет действовать еще в течение 10 лет.
В случае отсутствия у организации льгот по налогу на прибыль, использовать данную схему минимизации станет нецелесообразно. Кроме того, отмена льготы на прибыль, полученную от распространения периодических печатных изданий, приведет к значительным финансовым потерям фирмы. Если 25 глава вступит в силу уже с середины 2001г. как документ «улучшающий положение налогоплательщиков», то организация понесет убытки в связи с ростом на 36% налогового бремени, даже с учетом того, что планируется введение единой ставки налога, равной 35%, и открытого перечня расходов, включаемых в себестоимость.

Остается надеяться, что в соответствии со статьей 5 НК РФ глава «Налог на прибыль организаций» не вступит в силу ранее начала нового налогового периода, т.е. 1 января 2002 года.25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и некоммерческих организаций. Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов.

В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития.
Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы аккумуляции в бюджетной системе страны значительной части денежных поступлений, выражающих экономические отношения между государством (органами власти), с одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой. В основу формирования доходной части бюджета положены налоговые методы. Налоговые поступления по источникам образования подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с населения. Таким образом, экономическое содержание доходов бюджета определяется объектами денежных отношений, являющихся источниками формирования доходной базы бюджетной системы.

Это валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли выступают источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма) бюджетных доходов. На предприятия возложена обязанность своевременно и в полном объеме осуществлять причитающиеся с них платежи в бюджет. К субъектам, виновным в совершении налогового правонарушения, применяется налоговая ответственность предусмотренные Налоговым кодексом РФ налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов).



Содержание  Назад  Вперед