Структура инструментов платежа


Экономическая эффективность отдельных форм безналичных расчетов связана с сокращением времени на совершение платежа, ускорением оборачиваемости оборотного капитала в расчетах и приближении движения товарно-материальных ценностей к денежным средствам. Предприятия заинтересованы в использовании расчетов, которые наиболее полно отражают их коммерческие интересы, не приводят к длительной иммобилизации средств и способствуют внедрению реальных графиков платежей по отгруженным товарно-материальным ценностям.
Банки как центры организации безналичных расчетов могут предложить клиентам наиболее квалифицированные рекомендации по использованию отдельных форм совершения платежей.
Для того, чтобы выявить какие инструменты платежа наиболее часто используются клиентами КБ «Майинский» при осуществлении бумажных расчетов между собой, исследуем структуру инструментов платежа в банке и ее изменения в динамике. Данные приведены в таблице 2.3

Табл. 2.3.






















Периоды

01.04.00 г.

01.04.01 г.

Платежный инструмент

Количество
(шт)

Удельный вес (%)

Количество
(шт)

Удельный вес (%)

Всего, в том числе:
Платежные поручения
Платежные требования
Инкассовые поручения

5056
4578
266
212

100
90,5
5,3
4,2

5157
4725
270
162

100
91,5
5,3
3,2




Данные свидетельствуют, что наиболее используемая форма безналичных расчетов в КБ «Майинский» платежные поручения.
На основании 2.6. можно прийти к выводу, что удельный вес платежных поручений в общем объеме платежей составляет 91,5 % в 2001 году, затем платежные требования 5,3 %, инкассовые поручения 3,2 %. Расчеты чеками и аккредитивами в анализируемом периоде не принимались. Это обусловлено тем, что «платежками» имеют ряд достоинств по сравнению с другими инструментами платежа: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность использовать данный инструмент платежа при нетоварных платежах и расширением сферы предварительной оплаты товаров и услуг.
При сравнении структуры платежных инструментов за 2001 год по сравнению с прошлым годом наблюдается тенденция к увеличению доли платежных поручений в общем объеме платежей (+ 1 %), что произошло за счет уменьшения доли всех остальных инструментов платежа. В частности, довольно заметно уменьшилась доля инкассовых поручений (- 1 %). Доля платежных требований осталась неизменной.
Увеличение доли платежных поручений связано в первую очередь с внедрением в 1997 году электронных платежей.
Теперь проанализируем какие инструменты платежа использует сам КБ «Майинский» по собственным расчетным операциям. Данные приведены в таблице 2.4.

Структура инструментов платежа по собственным расчетным операциям кредитной организации.
Табл. 2.4.






















Периоды

01.04.00 г.

01.04.01 г.

Платежный инструмент

Количество
(шт)

Удельный вес (%)

Количество
(шт)

Удельный вес (%)

Всего, в том числе:
Платежные поручения
Платежные требования
Инкассовые поручения

516
457
42
17

100
88,5
8,2
3,3

620
550
50
20

100
88,7
8,1
3,2




На основании данных таблицы 2.4. сделаем вывод, что наиболее используемая форма при проведении расчетных операций кредитной организации является также платежное поручение
На основании рисунка 2.7. сделаем вывод, что удельный вес платежных поручений в общем объеме платежей составляет 88,7 % в 2001 году, затем платежные требования 8,1 %, инкассовые поручения 3,2 %. Расчеты чеками и аккредитивами в анализируемом периоде не применялись. Как уже отмечалось ранее это связано с тем, что расчеты платежными поручениями имеют ряд преимуществ.
При сравнении структуры платежных инструментов за 2001 годи по сравнению с 2000 годом наблюдается тенденция к увеличению доли платежных поручений в общем объеме платежей (+ 0,2 %), что произошло за счет снижения доли платежных требований (-0,1 %), доли инкассовых поручений на (- 0,1 %).
Одним из путей ускорения расчетов является сокращение трудоемкости расчетных операций. Это связано с тем, что количество документов, ежедневно передаваемых в банки для совершения платежей, постоянно возрастает и требует дополнительного времени на их обработку. Например, затраты труда на расчеты посредством аккредитивов примерно в 3 раза выше, чем при использовании платежных поручений.
Это одна из главных причин массового применения поручений как по поставкам товарно-материальных ценностей, так и по платежам в бюджет и целевые фонды.
При анализе эффективности отдельных форм безналичных расчетов и путей ускорения оборачиваемости капитала в сфере обращения следует иметь в виду, что совершение платежей зависит от остатков денежных средств предприятия на расчетном счете. Это значит, что своевременность завершения расчетов за поставленные ТМЦ в конечном счете обусловлена эффективностью предпринимательской деятельности и финансовым состоянием плательщиков.
Расчетно-кассовое обслуживание является главной банковской услугой и осуществляется любым коммерческим банком. Однако гарантировать качественно расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов может далеко не всегда и не каждый банк. Качество банковского обслуживания денежных переводов определяется скоростью исполнения перевода, стоимостью этой услуги, оперативностью выяснения судьбы перевода.
При этом стоимость исполнения переводов является главным оценочным показателем, поскольку при рублевых расчетах (через систему ЦБР) стоимость услуг банков за осуществление соответствующих операций приблизительно одинакова, так как определяется комиссия, взимаемая РКЦ. Скорость исполнения платежей определяется достаточностью средств на корреспондентских счетах, то есть ликвидностью кредитного учреждения.
В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы:


  • во-первых, при электронных платежах возрастает скорость расчетов, так как зачисление средств на корсчета коммерческих банков происходит «день в день», а при бумажных платежах зачисление денежных средств на счете происходит на следующий день после получения выписок из РКЦ;

  • во-вторых, схема документооборота при электронных платежах проще, чем при «бумажных», что говорит о значительном сокращении затрат на ведение расчетов и высвобождения значительных людских ресурсов;

  • в-третьих, при электронных платежах практически устраняются факты задержек зачисления (списания) средств по счетам, так как электронные платежи в основном проходят в режиме реального времени.


Отсюда следует, что электронные платежи гораздо предпочтительнее бумажных, так как в целом происходит значительное ускорение бумажных расчетов и появляется возможность полностью отказаться от пересылки бумажной документации.


3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов 3.1. Концепция развития платежной системы РФ
В последнее десятилетие ХХ веке произошла кардинальная переориентация взглядов экономистов на систему расчетов: от инфраструктуры, выполняющей чисто технические (механические) функции, до базового элемента экономики. Как следствие, вопросы организации системы расчетов стали предметом оживленной дискуссии во всех странах, в том числе в России, где происходят преобразования в этой сфере в направлении приближения к мировым стандартам. Во всем мире общепризнанным стал факт, что организация системы расчетов должна возводиться в ранг государственной политики.
Это вытекает из характерных (сущностных) черт данной системы, последствий ее функционирования и необходимости обеспечения эффективности организации расчетов.
В развитых странах безналичные расчеты охватывают свыше 90% экономического оборота. Состояние расчетов во многом определяет устойчивость функционирования денежной, финансовой и кредитной систем, а также рынков товарного, денежного, валютного, фондового, драгоценных металлов. Вот почему во всех странах большое внимание уделяется таким основным элементам системы, как: субъекты, объекты, принципы организации, формы расчетов и способы платежа, платежные инструменты, виды обработки платежной информации, коммуникации перевода денег, риски в расчетах.
Главный организатор системы расчетов банковская система, выступающая к тому же посредником в осуществлении безналичных расчетов между различными хозяйствующими субъектами. Причем роль отдельных звеньев банковской системы в этом процессе неодинакова.
Коммерческие банки, генерирующие преобладающую часть платежных средств в народном хозяйстве, а именно безналичные деньги и, в существенной доле, - квазиденьги (срочные и сберегательные вклады), организуют и проводят расчеты в нефинансовом секторе как самом массовом и обширном, а также расчеты по поручению друг друга. Центральный банк играет ведущую роль в организации системы расчетов.
Основные специфические черты системы расчетов многочисленны и разнообразны участники расчетов. Прямо или косвенно система расчетов вовлекает в свою орбиту все население страны, все предприятия, организации, учреждения. Число субъектов расчетов достигает десятки миллионов, а в международных масштабах миллиардах.
К примеру, по данным Банка России, к началу 2001г. кредитным организациям нашей страны было открыто клиентам 244млн счетов, из них юридическим лицам 3 млн. (1,4%общего числа) и физическим лицам 241млн (98,6%). Количество банковских счетов, открытых клиентам в расчете на одного жителя России, составляло 1,7, а в развитых странах колебалось от 1 до 2,5. Поэтому для улучшения техники расчетов становится необходимой в рамках все страны идентификация участников расчетов в виде идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН), банковских идентификационных кодов (БИКов) и т.п.
Единообразная система идентификации и индексации адресатов бумажных документов или направляемых по электронным каналам связи сообщений является важным условием сокращения количества ошибок и задержек в их обработке. Весьма актуально разрабатывать стратегию и маркетинг в сфере оказания расчетных услуг, учитывающих особенности различных групп клиентов. В банковской практике это находит выражение в специфике расчетно-кассового обслуживания особо важных (VIP) клиентов, крупнейших корпораций, средних и мелких фирм, частных лиц с последующей классификацией их деятельности по отраслям, регионам и т.д.
В то же время для обеспечения надежности системы, защиты интересов всех групп участников расчетов требуется надзор со стороны государственного органа, которым является центральный банк.



Содержание  Назад  Вперед