Федеральный закон от 7.01.95.


Счет в банке сердцевина его взаимоотношений с клиентом, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается как главный показатель работы предприятия. Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания текущей (основной) деятельности выделяются счета до востребования, именуемые в силу особенностей каждой страны по-разному, например, во Франции текущие, США чековые, Германии - жиросчета, России расчетные.

Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение ВНП и НД. Сюда поступают: выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), включая часть экспортной выручки полученной от нерезидентов в результате обязательной продажи на внутреннем валютном рынке; прочие поступления.
С расчетного счета удовлетворяются долговые требования по выплате заработной платы работающим, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топливо, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов.
В последнее десятилетие ХХ веке произошла кардинальная переориентация взглядов экономистов на систему расчетов: от инфраструктуры, выполняющей чисто технические (механические) функции, до базового элемента экономики. Как следствие, вопросы организации системы расчетов стали предметом оживленной дискуссии во всех странах, в том числе в России, где происходят преобразования в этой сфере в направлении приближения к мировым стандартам. Во всем мире общепризнанно стал факт, что организация системы расчетов должна возводиться в ранг государственной политики. Это вытекает из характерных (сущностных) черт данной системы, последствий ее функционирования и необходимости обеспечения эффективности организации расчетов.

Состояние расчетов во многом определяет устойчивость функционирования денежной, финансовой и кредитной систем, а также рынков товарного, денежного, валютного, фондового, драгоценных металлов.
Вот почему во всех странах большое внимание уделяется таким основным элементам системы, как: субъекты, объекты, принципы организации, формы расчетов и способы платежа, платежные инструменты, виды обработки платежной информации, коммуникации перевода денег, риски в расчетах.
Главный организатор системы расчетов банковская система, выступающая к тому же посредником в осуществлении безналичных расчетов между различными хозяйствующими субъектами. Причем роль отдельных звеньев банковской системы в этом процессе неодинакова.
Коммерческие банки, генерирующие преобладающую часть платежных средств в народном хозяйстве, а именно безналичные деньги и, в существенной доле - квазиденьги (срочные и сберегательные вклады), организуют и проводят расчеты в нефинансовом секторе как самом массовом и обширном, а также расчеты по поручению друг друга. Центральный банк играет ведущую роль в организации системы расчетов.
Основные специфические черты системы расчетов многочисленны и разнообразны участники расчетов. Прямо или косвенно система расчетов вовлекает в свою орбиту все население страны, все предприятия, организации, учреждения. Число субъектов расчетов достигает десятки миллионов, а в международных масштабах миллиардах.

К примеру, по данным Банка России, к началу 2001г. кредитным организациям нашей страны было открыто клиентам 244 млн. счетов, из них юридическим лицам 3 млн. (1,4 % общего числа) и физическим лицам 241 млн. (98,6 %).
Количество банковских счетов, открытых клиентам в расчете на одного жителя России, составляло 1,7, а в развитых странах колебалось от 1 до 2,5.
Основными выводами из проведенного теоретического и практического анализа является следующее:
электронные платежи гораздо предпочтительнее бумажных, так как в целом происходит значительное ускорение бумажных расчетов и появляется возможность полностью отказаться от пересылки бумажной документации;
перед Центральным банком и другими финансовыми институтами стоит много нерешенных проблем и рисков, связанных с безналичным расчетом это означает проведение огромной работы в этой области, что является благодатной почвой для дальнейшего изучения этой темы, которая не потеряет свою актуальность и практическую значимость еще на протяжении долгого времени;
в настоящее время, в век развития и внедрения в жизнь высоких технологий техника электронных платежей играет огромную роль в выборе средств и инструментов безналичного платежа, как-то:
а) интернет банк;
б) система «Банк клиент»;
в) система «Домашний банк»;
г) пластиковые карты (электронные и магнитные).
В структуре платежей КБ «Майинский» основное место занимают электронные платежи. В общем количестве отправленных расчетно-денежных документов за 2001 год электронные платежи составляют 97,5 %, а в полученных расчетно-денежных документах 94,7 %. Это свидетельствует о развитой внутрирегиональной и межрегиональной системе платежей. Каждое предприятие открывает счет в банке и проводит через него все свои платежи.

К услугам банка также зачастую прибегают частные предприниматели. В своей деятельности КБ «Майинский» предлагает своим клиентам выгодные тарифы комиссионного вознаграждения расчетно-кассового обслуживания.
Ряд операций в осуществляется в банке бесплатно.
В обследуемый период в банковском сервисе КБ «Майинский» много нареканий вызывает скорость проведения операций. Поэтому предметом особого внимания в деятельности КБ «Майинский» является скорость обслуживания платежей. Данный вопрос решается с помощью системы дистанционного управления счетом «Клиент-Банк».
Все безналичные расчеты производятся через банк на основании расчетных документов, которые представляют оформленные в соответствии с установленными стандартами распоряжения предприятия (владельца счета) на перечислении средств.
Удельный вес платежных поручений в общем объеме платежей за 2001 год составляет 91,5 %, платежные требования 5,3 %, инкассовые поручения 3,2 %. Расчеты чеками и аккредитивами в анализируемом периоде не проводились. Из чего можно сделать вывод, что расчет платежными поручениями имеет ряд достоинств по сравнению с другими инструментами платежа: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность использовать данный инструмент платежа при нетоварных платежах и расширением сферы предварительной оплаты товаров и услуг.
Для совершенствования платежной системы в современных условиях банки активно внедряют интернет услуги, в общем объеме которых основную долю занимают расчетные услуги. Это и управление счетом через Интернет, получение информации о движении средств, система удаленных клиентских сервисов для владельца платежных карт, подсистема «Толстый клиент», предназначенная для ускорения подготовки и передачи в банк платежных документов и другие.
Постоянный характер предоставления расчетных услуг и обширная география платежей обусловливают необходимость соблюдения их надежности, безопасности, точности, своевременности, относительно невысокой стоимости, большой степени доверия между сторонами, участвующими в расчетах. Соблюдения этих требований достигается посредством создания широкой сети банков-корреспондентов на страновом и межстрановом уровнях. Поскольку все банки имеют счета в Центральном банке РФ, нередко становится экономичнее проводит расчеты именно через него, нежели расширять корреспондентскую сеть и рассредоточивать в последней свои ликвидные средства.
Стабильность осуществления расчетов открывает большие возможности для моделирования систем, отвечающих потребностям разнообразных участников а также для стандартизации системы, типизации и развития так называемых стандартизированных расчетных услуг. Это работа обычно возглавляется Центральным банком РФ, формирующим и реализующим политику в данной области.
Слабая предсказуемость и значительность колебаний зависших в расчетах средств (флоута) серьезно осложняют разработку и реализацию денежно-кредитной политики Центральным банком. Затрудняется оценка предложения денежных средств, а значит и спроса на них.


Кардинальное решение данной проблемы заключается во внедрении новейших расчетных технологий, практически ликвидирующих задержки платежей. Наибольшую актуальность они имеют для крупных платежей, поскольку сведения до минимума времени их проведения существенно сокращает и средства в расчетах.
Развитие корреспондентских отношений между российскими коммерческими банками сделало необходимым и возможным автоматизацию межбанковских расчетов. Крупные российские банки для передачи и кодирования информации используют все существующие виды связи: телекс, телетайп и электронную почту, а для расчетов с нерезидентами систему СВИФТ. Некоторые банки применяют также межбанковскую автоматизированную расчетную систему «МАРС», наиболее приспособленная для российских условий.
Если расчеты через РКЦ Центрального банка РФ осуществляется в течение 2-5 дней, то автоматизированные межбанковские расчеты за 15-20 минут.
Центральным банком РФ разработана концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая базируется на основных принципах существующей системы электронных банковских расчетов. Однако ее внедрение сдерживается отсутствием достаточной законодательной базы о функционировании системы безналичных расчетов на основе электронных платежей.
Библиографический список


  1. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 7.01.95. СЗ РФ. 1995. № 8.

  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон № 394-1 от 19.06.2001.

  3. О порядке регулирования деятельности кредитных организаций. Инструкция ЦБ РФ №1 от 1.10.97 г.

  4. Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России № 36-П от 23.06.1998г.

  5. Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России № 336 от 07.10.1996.

  6. Концепция развития расчетной сети Банка России, Протокол №29.

  7. Бюллетень банковской статистики. 2001. № 2 (81).

  8. Социально-экономическое положение Российской Федерации. Статистический сборник Госкомстата РФ. - М.: Статистика, 2000.

  9. Социально-экономическое положение РС (Я). Статистический сборник Госкомстата РС (Я). Якутск, 2001.

  10. Экономический вестник Республики Саха (Якутия). № 3 (380). Январь 2001 года.

  11. Отчет ГРКЦ Национального Банка РС (Я) за 1999, 2000, 2001 гг.

  12. Анализ качества функционирования коммерческого банка. //Банковское дело. -1999. - №12

  13. Антонов Н. Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: АО Финстатинформ, 2000.

  14. Банки и банковская деятельность. // Банковские услуги. - 1999. - №1

  15. Банки и банковская деятельность. // Банковские услуги. - 2000. - №10.

  16. Банки и банковские операции: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

  17. Банковская система России. // Бизнес и банки. - 2000. - №20.

  18. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга 2. - М.: ДеКА, 1997.

  19. Банковское дело. /Под ред. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  20. Банковское дело. Справочное пособие. - М.: Экономика, 1997.

  21. Банковское дело. Учебник. / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  22. Банковское дело .Журнал№12,2001г.

  23. Большой экономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1998.

  24. Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998.

  25. Достаточность собственного капитала коммерческих банков. // Финансовый бизнес. - 2000. - №11

  26. Дюкарева Г. Мы говорим клиринг - подразумеваем расчеты. // Финансы в Сибири. - 2001. - № 8.

  27. Ефимова Л. Г. Банковское право. - М.: БЕК, 1999.

  28. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития. // Деньги и кредит. - 2001. - №9.

  29. Иванов А. Н. Платежные услуги банков. // Деньги и кредит. - 1999. - №9.

  30. Костюк В.Н. К определению современного коммерческого банка. // Банковское дело. - 2001. - №11.

  31. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

  32. Организация и планирование кредитов. / Под ред. Н. Д. Барковского. - М.: Финансы и статистика, 1990.

  33. Пещанская И. В. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: ИНФРА-М, 2001.

  34. Тарасова Г. М. Банковские операции в России. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

  35. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 2001.

  36. Фабричнов С. А. и др. Деньги, банки и банковские операции. - Воронеж: ИНФА, 1999.

  37. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. - М.: Проспект, 2000.

  38. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

  39. http://www.cbr.ru/publications/










Содержание раздела