Тенденция к объединению предпринимателей.



По мере развития предпринимательства, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. Основное назначение правового регулирования предпринимательства - регламентировать, защищать и поддерживать предпринимательскую деятельность правовыми средствами. В настоящее время в России активно формируется и развивается законодательство, регулирующее предпринимательские отношения, постепенно нарабатывается административная и судебная практика его применения.

Потребность в развитии правового обеспечения предпринимательства и его активном практическом использовании стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение предпринимательской деятельности с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу хозяйственных связей. Это рационализирует процесс товаре-движения, ценообразования, коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Эффективное правовое регулирование предпринимательских отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства,

обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства.

Совершенствование правового регулирования предпринимательства необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы является одной из причин, по которой в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Это предопределяется прежде всего тем, что отечественные законы недостаточно гарантируют интересы и защищают права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса в современных российских условиях. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых в зарубежных странах, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании предпринимательства этих стран.

Все сказанное и многое другое превращает правовое обеспечение предпринимательства в один из важнейших и применяемых участков права и диктует необходимость его глубокого изучения, широкой пропаганды и активного совершенствования.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не в состоянии предотвратить всех потенциальных злоупотреблений в области предпринимательства, а новые законы и подзаконные нормативные акты зачастую бывает нелегко воплотить в жизнь. Между тем помимо законов и других нормативно-правовых актов, поведение предпринимателей должно определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Предприятия должны поощрять своих менеджеров не просто держаться в рамках существующего законодательства, но и придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Предприятия с высоким уровнем социальной ответственности активно ищут способы надежной защиты своих потребителей и окружающей среды.

Ряд скандалов, разразившихся в деловом мире в последние годы, и растущая озабоченность состоянием окружающей среды и защитой прав потребителей детерминировали повышенный интерес к вопросам этической и социальной ответственности. Почти

каждый аспект предпринимательской деятельности так или иначе связан с этими вопросами. Очевидно, что у каждого из субъектов свое представление о мере социальной ответственности, поэтому в высокоразвитых странах многие индустриальные и профессиональные торговые ассоциации предлагают придерживаться определенных общепринятых этических норм, а целый ряд компаний разрабатывает хозяйственную стратегию с учетом требований более высокого уровня социальной ответственности.



В конце XX в. в России возникла тенденция к объединению предпринимателей. Были созданы различные союзы и объединения, проводились съезды и конференции и др. Например, 13 мая 1992 г. на II съезде членов Ассоциации российских банков был принят единогласно Кодекс чести банкира, в котором подчеркивалась необходимость повышения культуры, нравственности предпринимателей, их честности и добросовестного отношения к своим обязанностям.

В тот же период была создана саморегулируемая некоммерческая организация Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Ее целями являются обеспечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, выработка стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг и контроля за их соблюдением, защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг - членов НАУФОР, установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

В октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Хартию деловой и корпоративной этики, в соответствии с которой отечественные бизнесмены обязуются строить свою работу, основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности1. Свод правил корпоративного поведения должен будет способствовать оптимизации предпринимательских отношений, а также улучшению делового климата, повышению надежности российского рынка и его привлекательности для инвесторов. Хартия не является законодательным актом и носит исключительно рекомендательный характер.

Однако отказ следовать нормам профессиональной этики может не только нанести серьезный ущерб имиджу компании, но и стать причиной ухудшения ее экономического состояния, ибо партнеры, в том числе инвесторы, куда охотнее работают с хозяйствующими субъектами, политика которых известна и предсказуема.
1Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.

Попова. - М.: Юристь, 2000. - С. 11.
2См., например: Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. - М.: ИЭ РАН, 1999. - С. 125. Интервью президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова // Аналитический журнал Русский предприниматель, 2. - 2002. - С. 42; Примаков Е.М.Без сверхдержав.

Некоторые характеристики сегодняшнего мира. Российская газета от 23 января 2003 г.
3См.: Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. - М.: Изд-во МГУ, 2002.
1СЗ РФ. - 2000. - 2. - Ст. 170.
2См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. - М., 1981. - Т. 1. С. 289-290; Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. - С. 209.
1См.: Предприниматели приняли свой Кодекс чести. Российская газета. 2002. 25 окт.

203.



Содержание раздела