- Российское законодательствоо предпринимательской деятельности


2.3. Российское законодательствоо предпринимательской деятельности

Общественные отношения, в которые вступают предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности, регулируются законодательством о предпринимательстве. В начале 90-х годов прошлого столетия в Российской Федерации развернулась бурная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательских отношений.

Для того чтобы развивать российскую экономику и привести ее с учетом национальной специфики к рыночным отношениям, нужны эффективные правовые нормы о предпринимательстве и маркетинге. Об этом говорят постоянно руководители государства, экономисты и юристы, и этому придается сейчас большое значение как в государственном масштабе, ибо именно развитие этого направления права определяет развитие отечественной экономики, так и на уровне отдельных промышленных предприятий, представляющих основу рыночной системы хозяйства1.

Сформированная в настоящее время система законодательных актов, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, определяет общие условия предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах - банковской, страховой, строительной, транспортной, спортивной и др.

Регламентируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовые основы единого для всей Российской Федерации рынка. Для этого принимаются не только

кодифицированные законы, в которых сосредотачиваются в основном однородные правовые нормы, образующие одну отрасль права, но и законы, включающие нормы разных отраслей права. Законодатель вынужден учитывать объективно существующие взаимосвязи разнородных общественных отношений, регулируемых разными отраслями права.

Таким образом, нормативные правовые акты о предпринимательстве часто носят комплексный характер. Из этого следует, что когда законодатель регулирует деятельность, например, обществ с ограниченной ответственностью, то поскольку они вступают в отношения, регулируемые гражданским, административным, финансовым, земельным, экологическим правом, принимаемый закон приобретает комплексный характер. В рамках этого закона нормы разных отраслей права, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают регулирование отношений в определенной сфере общественной жизни.

Объединяющим фактором для группировки разно-отраслевых норм в данном случае выступает деятельность обществ с ограниченной ответственностью.

В конечном счете система нормативно-правовых актов должна быть удобной для пользователей, и законодатель должен учитывать служебную роль принимаемых им законов.

Нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, объективно приобретают характер комплексных законодательных актов и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами хозяйствующих субъектов. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что касается публичных интересов, например заботы об интересах потребителей, экологической безопасности и т.д., то для их выражения используются нормы административного, финансового, экологического права.

Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.

Одной из базовых концепций, лежащих в основе правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. В действующей Конституции РФ она прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Для понимания комплексности правового регулирования, характерного для законодательства о предпринимательстве, представляет интерес постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. 4-П по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. О рекламе1. В нем, в частности, обращалось внимание на то, что рекламная деятельность, представляющая собой разновидность предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Из этого явствует, что если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к установлению правовых основ единого рынка, что согласно п. ж и о ст.

71 Конституции РФ составляет предметы ведения Российской Федерации, то субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных статьями 72, 73 и 76 Конституции РФ.

В силу п. ж ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. После принятия в 1993 г. Конституции выявились потребности в незамедлительном создании законодательных актов, необходимых для функционирования рыночной модели экономики и образующих правовую инфраструктуру рынка.

Система законодательства о предпринимательской деятельности состоит из многообразных источников, представляющих собой правовые формы, содержащие нормы, регулирующие предпринимательские отношения. Эти источники весьма сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду издавшего их органа.

То есть в зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Главным источником, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Конституция РФ - юридический фундамент всего действующего законодательства. Она, как отмечалось, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательской деятельности особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат вышеосвещенные отраслевые принципы.

В них закреплены также конституционные гарантии и конституционные ограничения, распространяющиеся на предпринимательскую деятельность.

Вторым по своей значимости выступает Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона. Этот документ определяет прежде всего общие условия для предпринимательской деятельности. Надо сказать, что ряд его статей регулирует не только горизонтальные, но и вертикальные отношения, например нормы о заключении договоров в обязательном порядке. Кроме того, в некоторых случаях ГК РФ определяются внутрифирменные отношения, что также лежит вне гражданско-правового поля. Следовательно, он представляет собой комплексный нормативно-правовой акт.

ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, предпринимательские договоры, а также различные виды современного бизнеса (лизинг, перевозки, туризм, строительство и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников, регулирующих предпринимательскую деятельность, являются другие федеральные законы. Перечислим некоторые федеральные законы, определяющие общие условия порядка предпринимательской деятельности:

1)отношения предпринимателей с потребителями регулируются нормами Закона РФ О защите прав потребителей (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. 2-ФЗ)1 и др.;

2)отношения, возникающие в сфере товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ О техническом регулировании2, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. 3520-1 О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров3 и др.;

3)ценообразование - например, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. 35-ФЗ Об электроэнергетике4 и др.;

конкурентные отношения - Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, Федеральным законом от 23 июня 1999 г. 117-ФЗ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Федеральным законом от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ О естественных монополиях5;

получение, использование и распространение рыночной информации - Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации6,

Законом РФ от 27 декабря 1991 г. 2124-1 О средствах массовой информации1, Законом РФ от 9 июля 1993 г. 5351-1 Об авторском праве и смежных правах2, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. 3523-1 О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных3, Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. 3517-1 4 и др.;

6) продвижение продукции обслуживается в основном Федеральным законом от 18 июля 1995 г. 108-ФЗ О рекламе5.

Правовое обеспечение предпринимательства в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей, в частности, осуществляется:


  • Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. 39-ФЗ О рынке ценных бумаг6, Законом РФ от 20 февраля 1992 г. 2383-1 О товарных биржах и биржевой торговле7;




Содержание  Назад  Вперед