Сохранение отдельных регламентированных ограничений



сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. В последнее время в России наблюдается ухудшение ситуации с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Переход России к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Зачастую бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных компаний к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической, в том числе маркетинговой информации, и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Широкое использование импортных средств информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, вызванное критическим состоянием предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих указанные средства, создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферу предпринимательства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения информационного оружия против информационной инфраструктуры России.

Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций.

Обращает на себя внимание и недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих

субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т.п. В то же время существенный экономический ущерб субъектам предпринимательской деятельности может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней.

Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Имеют место и другие серьезные проблемы в сфере информационных отношений.

В связи с этим важнейшим направлением государственной политики в сфере информатизации является обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики и предпринимательства, играющее ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики наиболее подвержены:


  • система государственной статистики;

  • кредитно-финансовая система;

  • информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики и предпринимательства;

  • системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

  • системы сбора, обработки, хранения и передачи маркетинговой, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от фор мы собственности.

<
p>

Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в экономической сфере следует назвать следующие:


  • усиление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи маркетинговой, статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;



  • коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;

  • разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи маркетинговой, статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

  • разработка современных методов и средств обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

  • развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

  • разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере маркетинговых исследований, в том числе законодательства, регламентирующего реализацию прав хозяйствующих субъектов на получение информации различных категорий и доступ к ней;

  • установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационного законодательства;

  • координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области регулирования информационных отношений в Российской Федерации;

  • развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в экономической сфере с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;



  • совершенствование законодательства, касающегося взаимодействия государства со средствами массовой информации, а также форм и способов реализации соответствующих правовых норм;

  • разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

  • создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий; совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи информации.



Сложившееся положение дел в информационной сфере в Российской Федерации, а также все обозначенные выше меры, необходимые для обеспечения информационной безопасности страны в целом и в области экономики в частности требуют повышения эффективности государственного регулирования в сфере информации. Совершенствование правовых механизмов регулирования информационных отношений является одним из приоритетных направлений государственной информационной политики России.
1Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере состоят в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
1См. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. 85-ФЗ Об участии в международном информационном обмене. СЗ РФ. - 1996. - 28. - Ст.

3347.
2Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (далее -САПП РФ). - 1994. - 4. - Ст. 305.
3См. постановление Правительства РФ от 1 июля 1997 г. 775 Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. СЗ РФ. - 1997. - 27. - Ст. 3234.
4СЗ РФ. - 2000. - 17. - Ст. 1876.
1СЗ РФ. - 1996. - 12. - Ст. 1114.
1Под специальной и защищенной базой данных понимается база данных, содержащая сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне.
1Российская газета от 7 мая 2002 г.
2Положение о Государственной технической комиссии при Президенте Россйской Федерации; утв. Указом Президента РФ от 19 февраля 1999 г. 212. - СЗ РФ. - 1999. - 8. - Ст. 1010.
1СЗ РФ. - 1995. - 17. - Ст. 1540.
2Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации; утв. Указом Президента РФ от 6 июля 1998 г. 806. - СЗ РФ. - 1998. - 28. - Ст. 3320.
3Статус СВР России определяется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. 5-ФЗ О внешней разведке. - СЗ РФ. - 1996. - 3. - Ст. 143.
4Положение о Министерстве обороны Российской Федерации; утв. Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. 1357. - СЗ РФ. - 1998. - 46. - Ст. 5652.
1СЗ РФ. - 1995. - 27. - Ст. 2579.
1БНА. - 2000. - 3.
1Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. 498. СЗ РФ. - 1999. - 20. - Ст. 2434.



Содержание  Назад  Вперед