Выполнение НИР



Эти и другие вышеназванные обстоятельства определяют необходимость сравнительной оценки маркетинговых исследований с научно-исследовательскими работами (НИР). Итогом тех и других является маркетинговая или научно-техническая информация. Таким образом, продукт в обоих случаях имеет нематериальный характер, хотя он и закрепляется на материальных носителях с целью предоставления заказчику.

Между тем объектом отношений, возникающих в связи с выполнением НИР, является творческое решение конкретной проблемы, вопроса науки или техники, представляющее собой конечный результат научных исследований, продукт интеллектуального творчества. Иными словами, характерной чертой научных исследований является их творческий характер, а в результате этих исследований, что очень важно, возникает новый объект интеллектуального творчества.

Выполнение НИР, как правило, приводит к созданию объектов интеллектуальной собственности - авторских произведений, изобретений, промышленных образцов, ноу-хау, условия использования которых предполагают специальное соглашение заинтересованных сторон. В свою очередь маркетинговые исследования тоже проводятся с использованием различных научных приемов и методов и, разумеется, связаны с творческими усилиями. Но маркетинговые исследования могут быть осуществлены любым маркетологом, обладающим соответствующими знаниями и навыками работы, и не приводят к созданию нового объекта интеллектуального творчества.

И еще одно обязательство необходимо отметить. В связи с творческим характером научной деятельности в ходе НИР может возникнуть вероятность получения отрицательного результата и невозможности завершения работ или иная творческая неудача. Однако невозможность достичь ожидаемых результатов научных исследований не является нарушением законодательства в этой области, ибо творческий риск представляет неотъемлемый элемент НИР. В связи с этим ст. 775 ГК РФ специально регламентирует последствия выявления невозможности получения результата, предусмотренного договором о выполнении НИР, и возлагает риск недостижения желаемого результата на заказчика.

Такое правило имеет обязательный характер. При этом требованиями признания правомерности указанных оснований являются отсутствие вины исполнителя и объективность обстоятельств, вследствие которых прекращаются договорные отношения. Бремя доказывания объективности обстоятельств лежит на исполнителе, однако решение прекратить работы должно быть согласовано с заказчиком. При соблюдении этих условий в действиях исполнителя не усматривается нарушение договорных обязательств и сохраняется в силе встречное обязательство заказчика об оплате работ.

Размер оплаты в этом случае ограничивается договорной ценой той части работ, которые были проведены на момент получения данных, свидетельствующих о нерешаемости поставленной задачи.

Что касается проведения маркетинговых исследований, то здесь неполучение результата следует рассматривать как нарушение договора, поскольку в отличие от НИР, где освобождение от ответственности за получение отрицательного результата связано с творческим характером выполняемых работ, для маркетинговых исследований элемент творчества не характерен.

Таким образом, отношения, складывающиеся в связи с проведением маркетинговых исследований, нуждаются в специфическом правовом регулировании, отличающемся от правового регулирования НИР. Сказанное, разумеется, не означает, что отдельные элементы договора на выполнение НИР не могут использоваться при составлении договора на проведение маркетинговых исследований.

Обращаясь к анализу как специфики самих маркетинговых исследований, так и специфики их результатов, обнаруживается некоторое сходство по данным признакам маркетинговых исследований с проектно-изыскательскими работами. Хотя опять-таки нужно отметить, что от маркетинговых исследований проектно-изыскательские работы отличают следующие особенности:


  • область применения обязательств по выполнению проектно-изыскательских работ ограничена сферой капитального строительства,



что предопределяет некую специфику данных работ, например результаты проектно-изыскательских работ должны соответствовать строительным нормам и правилам, а также иным техническим требованиям;



  • для практического применения результатов проектно-изыскательских работ по существующему законодательству требуются их согласование и утверждение компетентными государственными органами.



В связи с вышеизложенными обстоятельствами при составлении и заключении договоров на выполнение маркетинговых исследований сторонам следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства о заключении и исполнении договора, об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и т.д., а также нормами, регулирующими аналогичные правоотношения, содержащимися в главах 37 (Подряд), 38 (Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) и 39 (Возмездное оказание услуг) ГК РФ. К такому комбинированному договору о выполнении маркетинговых исследований будут применяться в соответствующих частях правила, регулирующие договоры подряда, выполнения научно-исследовательских работ, возмездного оказания услуг и т.д.

По договору на проведение маркетинговых исследований исполнитель обязуется выполнить их в соответствии с заданием, утвержденным заказчиком, и передать ему результат в виде документированной информации (отчета), а заказчик обязуется принять его и оплатить выполненную работу. Будучи весьма сложной по своей природе, правовая конструкция договора о выполнении маркетинговых исследований должна, на наш взгляд, содержать следующие основные сведения и условия, определяемые сторонами в дискреционном порядке:


  • наименование сторон - заказчика и исполнителя маркетинговых исследований;

  • предмет договора, включая территорию, задачи, направления и методы исследований;

  • обязательства сторон;

  • порядок контроля заказчика за ходом маркетинговых исследований;

  • размер вознаграждения, причитающегося исполнителю, и порядок расчетов;

  • срок действия договора;

  • порядок сдачи и приемки проведенных исследований;

  • гарантийный срок;

  • обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);



  • особые условия о конфиденциальности;

  • ответственность сторон;

  • юридические адреса и банковские реквизиты сторон.



Остановимся на некоторых особенностях отдельных условий договора о выполнении маркетинговых исследований, характеризующих специфику данной синтез-конструкции.

Сторонами договора на выполнение маркетинговых исследований следует обозначить заказчика и исполнителя. В качестве исполнителя могут выступать маркетинговые фирмы и рекламные агентства, специализирующиеся на проведении маркетинговых исследований научно-исследовательские организации, колледжи, высшие учебные заведения, физические лица, обладающие нужными навыками и располагающие необходимой для этого материально-технической базой, и т.д. В соответствии со спецификой маркетинговых исследований и их направленностью на решение предпринимательских задач в роли заказчиков прежде всего могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

В то же время маркетинг все активнее проникает и в некоммерческую сферу. Скажем, средства и методы современного маркетинга нередко применяются бюджетными учебными заведениями для привлечения учащихся, а также общественными организациями и политическими деятелями применительно к их сфере деятельности. Поэтому заказчиками могут быть и некоммерческие организации, включая органы государственной власти, а также граждане.

С юридической точки зрения при анализе содержания договора на выполнение маркетинговых исследований необходимо определить его существенные условия. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, а также те, что названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида договора, и все условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон, должно быть достигнуто соглашение.

Рассматриваемая договорная конструкция не предусмотрена ГК РФ или другими правовыми актами и не предполагает специально регламентированных существенных условий, без согласования которых договор считается незаключенным.

Предмет договора на выполнение маркетинговых исследований предполагает четкое определение проблемы, подлежащей разрешению исполнителем, объекта исследования (например, отрасли, вида деятельности, группы потребителей (сегмента рынка), товара и его качественных характеристик, влияющих на конкурентоспособность, рекламы заказчика и ее эффективности, распределительной сети и т.п.), территории его проведения (скажем, района, города, отдельного

региона, страны), целей, характера, направлений и объема подлежащих выполнению работ, в том числе касающихся получения информации о возможностях и перспективах ведения интересующей заказчика деятельности, а также требований к ожидаемому результату. Указанные моменты могут быть оформлены в виде отдельного задания заказчика.

Таким образом, предметом договора является как сама деятельность исполнителя, т.е. операции, осуществляемые маркетологом в ходе исследований, представляющие собой их основу, так и их результат - маркетинговая информация, включая выводы и рекомендации, оформленные в виде отчета о проведенном исследовании.



Содержание раздела