Право заказчика и исполнителя на отказ



В случае невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена заказчиком, то исполнитель обязан возвратить полученную денежную сумму и возместить иные убытки, а также уплатить неустойку, предусмотренную ст. 394 ГК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что ст.

401 ГК РФ определяет разные основания ответственности по обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности и не связанным с ней.

Статья 782 ГК РФ предусматривает право заказчика и исполнителя на отказ от исполнения договора и условия, при которых он

допускается. Ее правила применяются, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением сторонами обязательств по нему. Несмотря на то что в данной статье не говорится о времени, в течение которого стороны могут отказаться от исполнения договора, думается, что отказ возможен в любое время как до начала оказания услуги (например, отказ от предварительно заказанного распространения пресс-релиза), так и в любое время ее оказания до завершения (например, прекращения мониторинга параметров маркетинговой среды до наступления срока, на который он заказан).

Отказ заказчика допускается при условии возмещения исполнителю фактически понесенных им расходов. То есть подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части. В случае отказа от исполнения договора до начала оказания услуги заказчик обязан возместить исполнителю его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа.

При отказе от исполнения договора в процессе оказания услуги заказчик возмещает исполнителю его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой заказчик отказался.

Что касается той части услуги, которой заказчик воспользовался, то она должна оплачиваться заказчиком по правилам ст. 731 ГК РФ, если услуга оказывалась лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, гражданину для удовлетворения его бытовых и иных личных потребностей, и по правилам ст. 717 ГК РФ - для всех иных услуг. Нужно сказать, что правило ст. 717 ГК РФ о возмещении подрядчику убытков в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу, к услугам применяться не должно, так как противоречит принципу возмещения убытков в ограниченном размере, закрепленному в п. 1 ст.

782 ГК РФ.

Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Как видно, данное законоположение сформулировано как императивное.

Между тем применение этого правила к публичным договорам, регулируемым ст. 426 ГК РФ, видится достаточно спорным, поскольку обязательный характер заключения такого договора исполнителем лишает смысла право на отказ от его исполнения, ибо исполнитель, отказавшийся от оказания услуги, по требованию заказчика обязан вновь заключить с ним договор.

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде. Последние

должны применяться к отношениям по возмездному оказанию услуг, когда услуга оказывается лицом (гражданином или организацией, осуществляющими предпринимательскую деятельность) гражданину в целях удовлетворения его бытовых или других личных потребностей. Ко всем иным отношениям по оказанию услуг (кроме бытового подряда) должны применяться нормы общих положений о подряде, закрепленные в ГК РФ и других нормативно-правовых актах, связанных с регулированием отношений подряда.

Не следует, однако, упускать из виду, что общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если они не противоречат специальным правилам об этом договоре и особенностям его предмета. Так, к услугам, не имеющим материального результата, как правило, неприменимы положения о сроках обнаружения недостатков, закрепленных в ст. 724 ГК РФ, поскольку исполнитель может нести ответственность только за недостатки, допущенные в процессе их оказания, а не по завершении (консалтинговые услуги). К некоторым услугам, имеющим материальный результат, могут применяться только общие сроки обнаружения недостатков (аудиторские услуги), но не гарантийные сроки, ибо их потребительские свойства ценны на данный момент, а не в течение продолжительного времени.

К некоторым информационным услугам могут применяться и положения о гарантии (при передаче информации на материальных носителях).

Контрагентам договора на оказание информационных услуг целесообразно предусматривать условие, запрещающее заказчику передавать или продавать информацию, полученную от исполнителя, третьим лицам. В свою очередь исполнитель должен принять обязательство о неразглашении данных коммерческого характера, полученных от заказчика.

Стороны могут предусмотреть в договоре ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств. Скажем, при несвоевременном предоставлении оплаченной информации исполнитель возвращает заказчику плату за тот период, в течение которого информация не предоставлялась, или заказчик сам на этот период приостанавливает перечисление денежных средств на расчетный счет исполнителя, когда договором предусмотрена постепенная оплата информационных услуг. Исполнитель, добросовестно исполняющий свои обязательства по договору, в случае несвоевременного перечисления заказчиком денежных средств может приостановить информационное обслуживание.

Желательно установить также ответственность исполнителя за объективность, достоверность и своевременность в подготовке и передаче информации.

Что касается сдачи и приемки информационных услуг, то данная процедура проводится сторонами по акту, обычно в месте нахождения заказчика. Важно заметить, что оказание информационных услуг оценивается заказчиком как положительная для него деятельность, независимо от результата использования полученной информации.

Определенную специфику имеет договор об информационном обслуживании с использованием баз данных на ЭВМ, предполагающий применение таких информационных систем, как Консультант-Плюс, Гарант-Максимум, Кодекс и др. Так, при формулировании предмета договора необходимо обозначить конкретные блоки базы данных (например, законодательство России, законодательство г. Москвы, комментарии к законодательству, разъяснения и консультации по бухучету и аудиту, судебную и арбитражную практику, формы правовых документов и др.) или информационную систему в целом. Особо оговаривается ответственность сторон в случаях, когда компьютер заражен вирусом или система не работает в связи с неисправностью компьютера.

Кроме того, желательно предусмотреть возможность и порядок передачи права на пользование базой данных другому предприятию. Обязательства сторон в зависимости от вида обслуживания и способа передачи информации (e-mail, телефонная, телеграфная, факсимильная связь, передача данных курьером и др.) могут видоизменяться, но правовая суть договора возмездного оказания информационных услуг останется прежней.

3. Договор подписки на периодические печатные издания. Правила распространения периодических печатных изданий по подписке.

Большую роль в информационном обеспечении предпринимательской деятельности играют периодические печатные издания, распространяемые по подписке.

Чтобы ориентироваться в отношениях, возникающих между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями и информационными агентствами, вытекающих из договора подписки на периодические печатные издания, прежде всего необходимо ознакомиться с понятийным инструментарием, применяемым в данной специфической области. В связи с этим определим значение следующих понятий:


  • редакции, издатели и информационные агентства - организации независимо от организационно-правовой формы, а также инди видуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере изготовления периодических печатных изданий;

  • подписчик - - юридическое лицо или гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки;



  • периодическое печатное издание -- газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

  • прием подписки на периодическое печатное издание - оформление договора подписки на периодическое печатное издание;

  • распространитель периодических, печатных, изданий по договору подписки - информационное агентство, а также редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

  • подписка на периодические печатные издания - форма распространения периодических печатных изданий, включающая ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.




Содержание  Назад  Вперед