Обязанности и права информаторов



Обязанности и права информаторов. В соответствии с положениями Кодекса любое заявление, сделанное в целях сотрудничества, или заверения, данные информатору устно или в письменной форме, должны быть фактически точными и обязательными к исполнению.

Информаторы должны оставаться полностью анонимными, кроме случаев, указанных ниже. Следует принимать особые меры предосторожности, чтобы любая запись, которая содержит ссылку, раскрывающую личность информатора, сохранялась в конфиденциальности в течение всего периода исследования до тех пор, пока эта ссылка не будет изъята из записи и (или) уничтожена. Информация, с помощью которой можно установить личность информатора прямо или косвенно, не может быть раскрыта кому-либо, кроме штата исследователей, работающих в организации исследователя и нуждающихся в данных записях для проверки интервью, обработки данных и т.д.

Штат исследователей должен осознавать невозможность использования информации в иных целях. Все информаторы должны получать четкие заверения в этом.

Единственным исключением из вышеуказанных положений являются следующие случаи:

а) если информатору было сказано о личности клиента и объяснены причины, по которым ему необходимо сообщить свое имя, и от информатора получено письменное на то согласие;

б) если необходимо сообщить имена информаторов третьей стороне (т.е. субподрядчику) для обработки информации с целью проверки последующих опросов тех же информаторов. В таких случаях исследователь, ответственный за первое исследование, должен быть уверен, что третья сторона также дала согласие соблюдать положения данного Кодекса;

в) если информатор сообщает информацию не как частное лицо, а как сотрудник, официальное лицо или владелец организации или фирмы. В подобном случае желательно указывать в отчете название фирмы или организации. Однако отчет не должен позволять отнести какую-либо конкретную часть информации к деятельности конкретной организации или лица, кроме случаев, когда имеется на это согласие информатора, который должен быть поставлен в известность об объеме сообщаемой информации.

Повторные интервью с одним и тем же информатором допускаются при одном из перечисленных ниже условий:

а) если это делается в процессе нормального контроля качества интервью;

б) если получено разрешение информатора во время проведения предыдущего интервью;

в) если информатору было сказано во время первого интервью, что за ним последует другое, и информатор дал согласие на это до сбора последующих данных.

Должны быть предприняты все разумные меры, чтобы информатор и другие тесно связанные с ним люди не испытывали неловкости и неприятных чувств в результате любого интервью. Это требование распространяется на получаемую информацию, сам процесс интервьюирования, а также на обращение с используемыми и тестируемыми товарами. Цель опроса должна быть полностью раскрыта, с тем чтобы информация, данная без знания цели исследования, не могла нанести ущерб интересам информаторов.

Должно уважаться право информатора прекратить или отказаться сотрудничать на любой стадии интервью. Какая бы ни использовалась форма интервью, полная или частичная информация, данная информатором, должна быть ликвидирована без промедления, если этого требует информатор. Не может применяться никакая методика или техника интервьюирования, не позволяющая информатору воспользоваться этим правом.

Информатор должен быть заранее извещен в случаях, когда используются метод наблюдения или записывающие устройства. Это требование не относится к действиям или заявлениям отдельных лиц, которые наблюдались или записывались в общественных местах, где они нормально могут предполагать, что

за ними наблюдают и их могут слышать другие присутствующие лица, например, в магазине или на улице. В последнем случае по крайней мере одно из следующих условий должно быть соблюдено:

а) приняты необходимые меры для обеспечения анонимности данного человека и (или);

б) если сразу же после этого сообщить человеку, что его действия или заявления были записаны или сняты на пленку, дать ему возможность просмотреть или прослушать данную часть записи или пленки, и если он пожелает, то уничтожить или вырезать касающуюся его часть пленки или записи.


Если после съемки или записи задается ряд последовательных вопросов, то необходимо соблюдать вышеуказанные условия.

Наблюдение или регистрация любыми способами нормального функционирования таких точек, как места продажи, доступные для обычных потребителей, в том числе контроль за функционированием системы распределения, не требует от исследователя каких-либо разрешений или согласий для проведения такого рода работ, однако при этом исследователь должен быть уверен, что его действия не вызывают неудобств у любых лиц, присутствующих в этих местах, и не раскрывают их личностей.

В качестве части замысла исследования в обзор может быть включена искусственно созданная ситуация продажи (например, когда применяется техника импровизированного рыночного тестирования). В этих случаях после завершения исследования чрезвычайно важно, чтобы у респондента или любых других участников импровизации сложилось полное убеждение, что они принимали участие в реальном исследовательском проекте. После завершения исследования должен быть разъяснен экспериментальный характер созданной ситуации и, если это возможно, респонденту должны быть возвращены истраченные деньги или он должен получить компенсацию в приемлемой для него форме.

Если помимо исследователя во время интервью присутствуют другие наблюдатели, то исследователь обязан убедиться в том, что они знакомы с соответствующими положениями анализируемого Кодекса и согласны следовать им.

Имя и адрес исследователя должны сообщаться информатору во время интервью. В случае использования адреса (места жительства) для опроса по почте или использования псевдонима, должны быть предприняты все меры к тому, чтобы информатор впоследствии без всяких затруднений мог получить имя и адрес исследователя.

При интервьюировании детей необходимо предпринимать особые меры предосторожности. Перед тем как просить их дать

интервью или заполнить анкету, необходимо получить разрешение родителей, опекуна или других ответственных за детей лиц (классных руководителей). При получении такого согласия исследователь должен подробно объяснить характер интервью, чтобы ответственные за детей лица могли принять правильное решение. Необходимо также сообщить, собирается ли исследователь просить детей провести тестирование какого-либо продукта или образца товара.

Отношения с общественностью и деловыми кругами. Согласно положениям Кодекса никакая другая деятельность не может сознательно или случайно представляться как маркетинговое исследование. Особенно не могут быть отнесены к маркетингу (прямо или косвенно) следующие виды деятельности:

а) расследование в личных или иных целях для получения легально политической, надзорной или иной информации о частных лицах как таковых;

б) комплектование списков, регистров или банков данных с любыми целями, за исключением целей маркетингового исследования;

в) промышленный, коммерческий или иной вид шпионажа;

г) получение информации для использования ее в целях кредитного рейтинга и оказания иных подобных услуг;

д) использование информатора в целях продажи или стимулирования сбыта;

е) сбор долгов;

ж) прямые или косвенные попытки, в том числе специальная подборка вопросов, с целью повлиять на мнение или отношение информатора к какой-либо теме.

Исследователь не должен представлять свои квалификацию, опыт, знания, доступ к техническим средствам большими, чем они есть на самом деле. Не допускаются неоправданная критика и унижение конкурентов. Никто не вправе сознательно распространять заключения из проведенных исследовательских проектов или предоставленных услуг, которые не соответствуют или не подтверждаются собранными данными.

В отношении взаимных обязанностей клиентов и исследователей Кодекс гласит, что такие взаимосвязи являются предметом регулирования соответствующих контрактов, заключенных между ними. Кодекс не имеет целью ограничить свободу сторон и намерения заключить любое соглашение между ними. Однако такое соглашение не должно противоречить положениям Кодекса, за исключением некоторых нижеуказанных положений. Например, следующие четыре правила, регулирующие право собственности на тексты

маркетинговых исследований, могут быть изменены по соглашению исследователя и клиента.

1.Предложения и оферты на проведение маркетингового исследования, сделанные исследователем по запросу клиента без согласования цены, остаются собственностью исследователя, подготовившего их. В частности, потенциальные клиенты не должны передавать предложения одного исследователя другому, за исключением случаев, когда последний действует как консультант клиента по данному исследованию. Клиент также не должен использовать предложения и оферты одного исследователя, чтобы повлиять на предложения и оферты другого исследователя.

Таким образом, план-проспект маркетингового исследования и спецификации, подготовленные клиентом, остаются его собственностью.



Содержание  Назад  Вперед