Не допускается регистрация



противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (изображающие насилие, убийства, непристойного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, чувства верующих, призывы антигуманного характера и т.п.).

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а так же с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Рассмотрим относительные (иные) основания для отказа в регистрации, которые содержатся в ст. 7 Закона о товарных знаках. Отличие оснований, установленных в статьях 6 и 7, состоит в том, что с помощью абсолютных оснований определяется возможность охраны знака в зависимости, образно говоря, от его внутреннего

содержания, а с помощью иных - в зависимости от наличия прав третьих лиц.

В силу ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные - до степени их смешения - с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в России на имя другого лица в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. При сравнении оцениваются в первую очередь общие, а не отличающие составляющие обозначений. Для этого определяются вид знаков, смысловое значение, общее зрительное восприятие, графическое изображение, различительные компоненты и т.п.

Например, словесное обозначение оценивается по фонетическому, визуальному, семантическому и другим критериям.

В процессе установления однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у покупателя представления о принадлежности этих товаров к одному производителю. При установлении однородности товаров учитываются род (вид) товаров, их назначение, условия сбыта, круг потребителей, вид материала, из которого они изготовлены, и т.д.

Статья 7 Закона о товарных знаках закрепляет также право отказа в регистрации обозначения, если оно тождественно или до степени смешения сходно с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Эта норма относится к международным товарным знакам, получившим правовую охрану на территории России в порядке Мадридского соглашения. Аналогичное законоположение предусмотрено в отношении товарных знаков, признанных в установленном законом порядке общеизвестными в Российской Федерации.

Регистрация обозначения в качестве товарного знака в отношении однородных товаров в перечисленных выше случаях допускается лишь с согласия правообладателя.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков (в отношении любых товаров) обозначения, которые тождественны или сходны с охраняемыми в Российской Федерации наименованиями мест происхождения товаров (кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием).


Кроме того, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие некоторые объекты промышленной собственности, авторского права и личного неимущественного права. При этом имеется в виду не сходство, а тождество заявляемого и противо-

поставляемого обозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных Законом о товарных знаках (п. 3 ст.

7), определены конкретные условия, при которых регистрация запрещается. Так, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:


  • охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

  • названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

  • фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.



Закон о товарных знаках устанавливает порядок регистрации прав на товарный знак, включая порядок: подачи заявки на регистрацию товарного знака; проведения экспертизы; обжалования решений экспертизы по заявкам.

Заявка на регистрацию товарного знака (далее - заявка) подается юридическим лицом или осуществляющим предпринимательскую деятельность физическим лицом (далее - заявитель) в Роспатент. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. 321.

Ведение дел по поводу регистрации товарного знака может осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами Российской Федерации физические лица либо их патентные поверенные ведут дела с Роспатентом через зарегистрированных в нем патентных поверенных. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной ему заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом.

В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее

территории. Требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел, связанных с правовой охраной товарных знаков, определяются в Положении о патентных поверенных, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. 1221.

Заявка подается на один товарный знак и должна содержать:


  • заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;

  • заявляемое обозначение;

  • перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

  • описание заявленного обозначения.



Заявка подается на русском языке и подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного - заявителем или патентным поверенным.

Датой подачи заявки в Роспатент считается дата поступления вышеуказанных документов или, если указанные документы представлены не одновременно, дата поступления последнего документа.

К заявке должны быть приложены:


  • документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;

  • устав коллективного знака, если заявка подается на регистрацию коллективного знака.



Из предусмотренного Законом о товарных знаках порядка составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака следует, что Патентное ведомство не требует на этом этапе представления документов, подтверждающих, что заявитель занимается предпринимательской деятельностью, выписок из реестров, различных доказательств того, что он выпускает товары или оказывает услуги, обозначенные в заявке. Данный подход соответствует требованиям к заявке в Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) о законах по товарным знакам. Данный Договор разработан в рамках ВОИС, принят и подписан 57 странами - членами ВОИС, в том числе Россией, на Дипломатической конференции в октябре 1994 г. и вступил в силу 1 августа 1996 г.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Он может также устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет,

предусмотренный ст. 4С п. 1 Парижской конвенции), если подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты. Данное правило соответствует ст.

II Парижской конвенции.



Содержание  Назад  Вперед