- Правовые формы информационного обеспечения предпринимательской деятельности


3.6. Правовые формы информационного обеспечения предпринимательской деятельности

Предпосылкой эффективной предпринимательской деятельности являются маркетинговые исследования. Они предполагают сбор, обработку, анализ и систематизацию рыночной информации, необходимой для обеспечения предпринимательской деятельности и предназначены для решения конкретных задач, стоящих перед компаниями.

Информация как объект маркетинговых исследований с правовых позиций характеризуется некоторыми особенностями.

Во-первых, информация есть нематериальное и непотребляемое благо, которое подвержено не материальному, а моральному износу. Как отмечалось, Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации вводит понятие документированная информация - документ, зафиксированный на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. То есть речь идет об овеществлении информации путем закрепления ее на материальном носителе. В результате такого документирования

информация может быть представлена в виде книги, статьи в журнале, банка данных в ЭВМ или на бумажном, машиночитаемом и ином носителе. Лишь будучи воплощенной в материальную форму информация может быть включена в научно-технический и предпринимательский оборот.

Во-вторых, установлены возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев, прямо оговоренных в Законе.

В-третьих, информация, представляющая результат творческой деятельности, является объектом интеллектуальной собственности. Это авторские произведения, ноу-хау, изобретения и т.д., на которые существует совокупность исключительных прав. Такие объекты регулируются специальным законодательством.

При этом правовому регулированию подвергается не сам процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных основ творческой деятельности.

В-четвертых, существует позиция, согласно которой информацию можно рассматривать одновременно как нематериальный объект и как овеществленный предмет, что позволяет вести гражданско-правовую защиту документированной информации не только с помощью института интеллектуальной собственности, но и института вещной собственности. Такую двойственную правовую природу информации, рассматриваемую некоторыми специалистами, необходимо иметь в виду при защите прав на информацию граждан и юридических лиц.

Юридическое оформление процесса получения, использования, охраны и распространения информации требует заключения определенных видов договоров.

Правовыми формами информационного обеспечения предпринимательской деятельности выступают:

1)договор на проведение маркетинговых исследований;

2)договор на оказание информационных услуг;

3)договор подписки на периодическое печатное издание;

4)договор о неразглашении конфиденциальной информации предприятия и др.

Рассмотрим специфику перечисленных договоров.

1. Договор на проведение маркетинговых исследований. Для проведения маркетинговых исследований в крупных компаниях, как правило, создаются собственные маркетинговые службы, специально занимающиеся этими вопросами.

Однако далеко не каждый хозяйствующий субъект может себе позволить создание и содержание маркетинговых подразделений. Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Для получения маркетинговой информации

им приходится обращаться в специализированные фирмы, которые на договорной основе проводят маркетинговые исследования для заинтересованных заказчиков.

Нетрудно заметить, что ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, регулирующих договорные отношения, связанные с проведением маркетинговых исследований. Более того, современное отечественное гражданское законодательство даже не упоминает таких важнейших понятий в условиях рыночной экономики, как маркетинг, маркетинговые исследования, маркетинговые обязательства. В то же время в условиях практически полного отсутствия специального нормативного регулирования договор становится главным средством организации отношений между предприятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.



Не следует, однако, упускать из виду, что независимо от того, регулируется ли данный конкретный вид договора ГК РФ или другими законодательными актами, согласно ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, где присутствуют элементы различных договоров. Посему, тот факт, что в ГК РФ не нашел закрепления договор на выполнение маркетинговых исследований, разумеется, не означает, что сторонам, заключившим такой договор, будет отказано в гражданско-правовой защите.

Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие четкой правовой регламентации маркетинговых исследований и сложившейся практики составления договоров на проведение маркетинговых исследований создает для контрагентов значительные трудности при заключении и исполнении подобных договоров.

Надо сказать, что некоторые отечественные фирмы, занимающиеся оказанием маркетинговых и консалтинговых услуг, проводят маркетинговые исследования рынка и предоставляют за соответствующую плату их результаты в виде готовых баз данных заинтересованным пользователям. Целью этого является осведомление пользователя базы данных о происходящих на рынке процессах в интересующих его областях, в связи с чем отношения, возникающие при передаче базы данных, содержащей маркетинговую информацию, оформляются договором об оказании информационных услуг.

Между тем отношения, складывающиеся между заказчиком и специализированной организацией по поводу проведения последней маркетинговых исследований по заданию заказчика, не укладываются в участок отношений, связанных с возмездным оказанием

услуг, а предполагают комплексную договорную конструкцию, для уяснения которой необходимо прежде всего определить и проанализировать существенные для таких исследований моменты, которые отражают специфику взаимоотношений сторон в данной сфере.

Задачей маркетолога является не просто обработка полученной информации для передачи заказчику в систематизированном виде. Информация как первичная, так и вторичная является лишь основой исследования, результатом которого становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих решений. Поэтому работа маркетолога всегда представляет собой определенное исследование, осуществляемое исходя из задания заказчика, конечной целью которого являются четкие заключения по исследуемому кругу вопросов.

Конечно, и сами выводы тоже могут рассматриваться как информация, однако это уже информация другого порядка, чем исходные сведения.

Понятие маркетинговой информации как раз и включает в себя как исходные первичные и вторичные данные, так и продукт их исследовательской переработки. Именно маркетинговая информация является объектом отношений, возникающих в связи с проведением специализированными фирмами маркетинговых исследований по заданию заказчика. Маркетинговая информация в конечном счете предстает в объективированной форме в виде отчета о проведенном исследовании и обладает свойствами нематериального объекта, зафиксированного на материальном носителе, но не сводится к нему.

Тем самым маркетинговые исследования корреспондируются с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, технологическими и проектно-изыскательскими видами работ.

Целью заказчика маркетинговых исследований является получение и дальнейшая практическая реализация рекомендаций маркетологов, связанных с разрешением проблемных ситуаций, как уже известных, так и выявленных в процессе маркетинговых исследований и мероприятий. Ориентация маркетинговых исследований на решение определенных задач обусловливает их прикладной характер. Конечной целью маркетинговых исследований является получение заказчиком экономического эффекта в предпринимательской деятельности как результата применения маркетинговых исследований.

Таким образом, главным назначением маркетинговых исследований по заданию заказчика можно считать внедрение результатов исследований и рекомендаций маркетологов в хозяйственную практику заказчика и на базе этого получение экономической выгоды.

Сказанное позволяет отграничить обязательства по проведению маркетинговых исследований от обязательств по передаче

информации, ибо целью последних является доведение до сведения заказчика своевременной, полной, точной и достоверной информации. Что касается экономической выгоды в данном случае, то она достигается прежде всего за счет экономии пользователем информации времени и средств на ее получение.

Для юридического оформления отношений, связанных с проведением маркетинговых исследований, немаловажное значение имеют определение и анализ самих работ, производимых специализированной фирмой по заданию заказчика, ибо маркетинговые исследования представляют собой не просто механический сбор, обработку, классификацию и систематизацию информации по интересующим заказчика проблемам, а базируются на применении специфических средств и приемов, в том числе широкого арсенала научных методов, включая эксперимент, методы наблюдения, экспертных оценок, экстраполяции трендов, относительных и средних величин, методов экономико-математического моделирования (например, корреляционно-регрессионного анализа, логистической функции) и др.



Содержание раздела